| РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ ЧЕПУРНЫХ Е.Е., доктор педагогических наук, КУЗНЕЦОВА И.В., кандидат психологических наук, КОЛЫХАЛОВ П.И., кандидат технических наук Основанием идеи школ здоровья выступает разработка технологий обеспечения и развития здоровья детей в ходе учебного процесса и в связи с ним. Это означает, что деятельность школы не подменяет деятельность медицинских учреждений, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. При этом, факторами, обуславливающими формирование здоровья (и/или нездоровья), являются окружающая среда (природная, социальная, культурная и т.д.), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума) и внутренний мир человека (культура, Дух). Образование есть процесс формирования на основе указанных факторов сообразности человека природе, обществу и самому себе, т.е. здоровья. Исходя из вышеизложенного, выдвигается центральное положение концепции: здоровье есть критерий образования. Знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психически или социально. Основными критериями здоровья авторы выдвигают: адекватность - способность к эффективному ответу на средовые воздействия и адаптивность - тенденция эффективного существования и развития в изменяющихся условиях среды, определяющаяся соответствием целей и результатов развивающейся системы. При рассмотрении понятия здоровья в концепции "Школа здоровья" используется валеологический, а не нозологический подход. Приоритетной задачей при таком подходе является не выявление и лечение патологий, а развитие различных составляющих здоровья ребенка. Здоровье является интегральным состоянием и его планомерное развитие в условиях образовательных учреждений необходимо проводить согласованно в трех ключевых направлениях: педагогическом, физиолого-валеологическом, психологическом. Каждое из этих направлений содержит отчуждаемую (инвариантную) часть - технологию работы медика, психолога, педагога в школе и технологичный режим их взаимодействия и неотчуждаемую (вариативную) часть, которая позволяет каждой школе иметь свой стиль, "лицо", собственные методы работы. Тем самым принцип совокупности однотипных школ уступает место подходу, при котором возможно создание сети ассоциированных школ, координирующих свою деятельность и обогащающих друг друга своим собственным уникальным опытом. Основой целостной деятельности "Школ здоровья" является протокол согласованных действий педагога, психолога и медика в школе. Сложность организации целостной деятельности различных специалистов в школе определяется многоплановым комплексом проблем. Это, прежде всего, существенные различия в терминологии специалистов, разная профессиональная направленность, частичное "перекрытие" пространств деятельности специалистов без указания границ возможного проникновения в другую профессиональную сферу, а в "Школах здоровья" более глубокое погружение в свою профессиональную деятельность (по технологии). Это с неизбежностью определяет требование согласования и координации деятельности на новом качественном уровне. Решение этих проблем в рамках Протокола согласованных действий идет в следующих сферах: 1.Взаимообучение. Определяется область взаимного обучения специалистов - отработана серия семинаров педагог для медика и психолога, медик для педагога и психолога и психолог для медика и педагога. Эти обучающие семинары формируют тезаурус, общий язык, на котором говорят специалисты, определяют степень дозволенности проникновения в смежную область, степень доступности информации друг для друга. 2.Консилиум. Вторая сфера - это работа в рамках медико-психолого-педагогического консилиума, подготовки к нему, реализация его решений. В этом направлении отработаны формы представления данных на консилиум, определены группы обследуемых детей, форма обсуждения, различные варианты принятия решений и контроля за их выполнением. 3.Функционал специалистов. Третья сфера единого протокола - это жестко определенный функционал работы каждого специалиста в своей области. В основу этого функционала мы положили те адаптированные технологии и методы, которые способствовали значительному оздоровлению детей. Выполнение протокола согласованных действий обеспечивается обязательной работой трех специалистов: педагога - в должности заместителя директора школы, имеющего квалификацию методиста и знакомого со всеми педагогическими технологиями и дидактиками; психолога - в должности педагога-психолога, имеющего два высших образования - педагогическое, с опытом работы в школе не менее 2-х лет и психологическое - прошедшего курс обучения не менее двух лет; медика - школьного врача, имеющего квалификацию врача-педиатра и работающего в школе на полную ставку. Необходимо особо отметить научно-методическое обеспечение протокола. В протокол согласованных действий, а также в функционал специалистов "Школы здоровья" используются только адаптированные методики. одобренные Минобразованием России, Минздравом России и Госсанэпиднадзором. Остановимся подробнее на каждом направлении деятельности специалистов школы здоровья. Медицинское (физиолого-валеологическое) направление.Наиболее устоявшейся и принятой во всем мире является технология профессионального поведения медицинского работника в школе. Уровень отлаженности технологии таков, что его может выполнять медицинский работник со средним профессиональным образованием или высшим образованием первой ступени. В "Школах здоровья" за основу диагностической работы медицинского персонала школы был взят трехэтапный скрининг: школьная медсестра - врач педиатр - врач-специалист. Кроме скрининга обязательными являются методы, диагностирующие уровень адаптации ребенка к окружающей среде. Последнее имеет особое значение, так как состояние перенапряжения и срыва адаптации есть не что иное, как состояние предболезни. К числу таких методик относится оценка вегетативного статуса и вегетативного обеспечения методами кардиоинтервалографии, велоэргометрии, кардиореспираторными тестами. Применение такой программы диагностики позволило оценить потребность в проведении того или иного метода реабилитации. Реабилитационная и развивающая работа медиков и физиологов включает два этапа: формирование здоровья школьников немедикаментозными методами и реабилитация детей с наиболее часто встречающимися "школьными" заболеваниями без отрыва от учебного процесса. Психологическое направление. Можно говорить о той или иной степени технологизации поведения психолога школы. Хотя говорить о "протокольной" деятельности психолога школы, как это можно сказать о работе медицинского работника, пока еще преждевременно. Мы выделяем два основных направления деятельности школьного психолога: развивающая работа со всеми школьниками и психологическая помощь детям групп риска. Первое направление в младшем и среднем звене школы базируется на взаимодействии с педагогом и семьей ученика, в старшем возрасте опирается на взаимодействие школьного психолога непосредственно со старшеклассниками: курс школьной психологии, групповые тренинги и группы личностного роста. Второе направление работы школьного психолога - психологическая помощь детям групп риска. Она разделена на два этапа: выделение групп риска с помощью ежегодного скрининга, охватывающего все критические возрастные группы и детей по запросу педагогов и родителей, и диагностика психологической проблемы в выявленных группах риска с последующем решением этой проблемы в школе или вне ее. В этом случае школьный психолог отрабатывает функцию не только психологической коррекции, но и диспетчерскую - направляя ребенка и/или его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы. Педагогическое направление. Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения может быть вполне результативной только при участии в этом процессе педагогических работников. При этом речь идет не только и не столько о буквальном привнесении оздоровительной работы в учебный процесс, сколько о достаточно серьезных изменениях во всей системе обучения и воспитания. Содержание и формы организации учебной деятельности сами по себе оказывают серьезнейшее влияние на состояние здоровья детей. Однако попытки подчинить (в частности в школах зон радионуклидного поражения) учебные приоритеты медицинским, посредством уменьшения учебных нагрузок неизбежно приводят к неадекватности педагогических результатов социальному запросу общества. Ребенок, окончивший такую школу, оказывается невостребованным обществом и явно попадает в категорию социально нездоровых людей. Поэтому речь идет о целостной перестройке педагогического подхода. Ключевым в этом отношении представляется вопрос об изменении учебного плана в целом, и в частности о вариативности учебных планов и программ. С нашей точки зрения, мера единообразия учебных программ в различных учебных заведениях должна определяться общими качествами личности и организма человека, необходимыми для всей его дальнейшей жизни. Вариативная же часть педагогической работы должна исходить из анализа индивидуальных особенностей детей. Вытекающие из анализа социально востребуемых качеств инварианты являются единственными нормируемыми показателями, характеризующими работу каждой из "Школ здоровья". В качестве нормируемых показателей выступают количество часов, отводимых в параллели на изучение предметов каждой из областей, а также результаты учебной деятельности, которые должны быть в итоге достигнуты (с разбиением по предметным областям) Установление номенклатуры учебных предметов, а также нормирование времени изучения и результатов работы по каждому предмету являются прерогативой школы. Выбор конкретного варианта содержания предмета и методических принципов его преподавания осуществляется учителем. Педагогическое направление в школах здоровья реализуется в трех основных предметных областях, отражающих глобальные аспекты существования человека в мире: естественнонаучные (характеризующие взаимодействие человека и природы, включая техносферу), гуманитарные (изучающие отношения человека с себе подобными), и рефлексивные (отражающие методы познания человеком самого себя, своего мышления и функциональных возможностей организма). Последняя часть является с нашей точки зрения определяющей, потому что, научив ребенка методам познания себя и мира вокруг себя, мы выпускаем в мир человека, защищенного от любых поворотов действительности, в частности "чернобыльской" трагедии, поскольку он способен сам адекватно оценить обстановку, принять максимально оптимальное для своего существования решение. Привитая способность анализировать обстановку и принимать решение страхует его от потребительского воззрения на мир, которое сейчас нередко встречается в зонах радионуклидного загрязнения. Разработанная педагогическая часть технологии "Школы здоровья" располагает на сегодня конкретными развиваемыми вариантами содержания и частных методик преподавания традиционных и нетрадиционных предметов. |
|