| НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПАВЛЕНКО Л.Ф., старший научный сотрудник, г.Ульяновск Уже около десяти лет ДОУ №8 г.Ульяновска (заведующая Каргина Н.С., заместитель заведующей Гуренкова Г.Н.) г. Ульяновска является активным участником ПИЭР по проблеме интеллектуального развития ребёнка на основе развивающих технологий. К экспериментальной работе подтолкнуло развитие общества, требующего новых подходов в образовании. Смена парадигмы школьного образования заставило по новому взглянуть и на процесс воспитательно-образовательной работы в ДОУ. В период, когда процесс воспитания из бытового превратился в научно-обоснованный, проверенный результатами творческих и практических исследований, перед ДОУ возникла проблема поиска новых технологий, с помощью которых можно осуществить воспитание нестандартной личности с прогнозируемыми качествами. Концепция педагогического эксперимента была разработана профессором К.В.Кумунжиевым. Основная мысль - знания человека - структурированная система, степень совершенства которой (структурированность) и отработанность операций на ней определяют интеллектуальный уровень человека. В традиционных суммирующих системах обучения основное внимание сосредоточено на передаче готовых знаний, а процесс формирования интеллектуальных качеств и системы знаний ребёнка пущен на самотёк, развитие стихийно. В развивающих системах обучения основное внимание сосредоточено на развитии интеллектуальных структур и операций и создании системы знаний ребёнка. Конкретные знания являются в первую очередь средством формирования когнитивных структур и операций и только в рамках этой системы приобретают самоценность. Такой подход делает ребёнка субъектом учебного процесса, создаёт сильную внутреннюю мотивацию и, в итоге, обеспечивает более интенсивное интеллектуальное развитие. Выстраивая образовательный процесс в дошкольном учреждении, мы не можем не считаться с тем, что сегодня система непрерывного образования стала потребностью каждого человека, поэтому возникла необходимость в дистанционном обучении на основе современных технологий. Всё большее место в информационном обучении занимают средства кинематики и, конечно, особая роль отводится телекоммуникационной сети Интернет. Чтобы подготовить ребёнка к школе, где используются новые информационные технологии и компьютеры, в ДОУ была организована компьютерная студия. Основными задачами студии являются: 1. Развитие интеллектуальных способностей. 2. Получение основ компьютерной грамотности. 3. Овладение способами знаково-символической деятельности, умением кодировать и декодировать информацию, используя различные заместители: предметные, символические, знаковые. 4. Овладение способами моделирования. Основная цель - развитие ребёнка, а ЗУН - средство для достижения поставленной цели, значит речь идёт о развивающей технологии. Технологию мы понимаем, как цепочку педагогических воздействий, операций, коммуникаций, выстраиваемых в соответствии с целевыми установками, имеющими определённую форму конкретного ожидаемого результата. Создание развивающей среды - одна из составляющих технологии. Поэтому большое внимание было уделено оборудованию компьютерной студии. Особенностью занятий, обеспечивающих дифференцированный подход, является работа в микрогруппах, где детей не более 6 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15-20 минут. Это позволяет сохранить интерес к этой деятельности на протяжении года. Структурно занятия разделены на 2 этапа: подготовительный и основной. Задача подготовительного этапа - формирование интеллектуальной готовности к работе с компьютером. Неотъемлемой частью технологии является новое содержание. Психологами и педагогами доказано, что для того, чтобы заложить в детях фундамент умения и желание учиться, необходимо задавать новое, небывалое теоретическое содержание. Но поскольку потребности в таких знаниях у детей нет, на вооружение пришлось взять заложенную в детях потребность деятельности, направленную на конкретно-практический результат. Поэтому цель обучения достигается путём вовлечения ребёнка в активную деятельность через разрешение проблемных, тупиковых ситуаций, когда знакомая задача не решается известными способами. Ребёнок хочет узнать, в чём причина затруднения, появляется вопрос, значит ребёнок на пороге мышления. Возникает проблемная ситуация. Наличие "феномена удивления" - свидетельство такой ситуации. По определению доктора психологических наук А. Матюшкина, проблемную ситуацию отличает особое психологическое состояние, переживание потребности в новом знании, новых особых действий. Поэтому программы и методическое обеспечение "Основы компьютерной грамотности" (старшая группа), " Основы информатики" (подготовительная группа) - разработчик Камалова Х.Ш., составлены таким образом, что включают в содержание проблемные задачи, решая которые дошкольники "вынуждены" заниматься аналитической деятельностью, должны включать механизмы, обслуживающие мышление. Кроме этого в содержание включены задания на развитие памяти, внимания, воображения, на развитие знаково-символической функции, моделирования. Широко используются игры и игровые упражнения. На занятиях дети помогают сказочным героям разобраться в особенностях действия с компьютером, и не только учат своих героев, но и исправляют их ошибки. Объясняя способы решения задач , дети осознанно овладевают специфической терминологией, учатся не только выражать свои мысли, но и описывать свои идеи. Действуя с компьютером, дети "открывают" его возможности. Вот один из фрагментов занятия. Буратино просит ребят помочь сделать задание. Все цифры, которые "написал" Буратино, расположены рядом (123456789), а учитель попросил написать их через расстояние. Что делать? Педагог обращается к ребятам с вопросом, какую клавишу вы добавили бы на компьютере, чтобы можно было выполнить задание Буратино. После обсуждения приходят к выводу, что необходимо иметь клавишу, которая обозначала бы промежутки. Педагог просит нажать клавишу "ВС". Обсуждают , что получилось. Полученное расстояние называют пробелом и "пишут" цифру "1", нажимая при этом клавишу "ВС". Буратино, анализируя текст, просит сделать побольше пробел. Дети предлагают свои варианты, проверяют их на компьютере. Затем набирают тексты с разными заданиями (одни с двумя пробелами, другие-с тремя; четырьмя). Делают вывод, что пробел зависит от количества нажатий на клавишу. В процессе выполнения заданий некоторые дети допускают ошибки. Буратино не принимает такие задания. Педагог советуется с детьми, как нужно исправить текст. Приходят к выводу, что нужна соответствующая клавиша для того, чтобы стирать ненужную запись. Нажимая на клавишу с надписью "CS" и "0", дети объясняют, что получилось. Затем стирают ненужные записи. Буратино принимает задания, благодарит детей. Педагог отмечает достижения каждого. Подобные занятия делают возможность принимать активное участие каждому ребёнку, предлагать свои варианты решения задач. Педагог оценивает достижения ребёнка, сравнивая его результаты по отношению к самому себе. Каждое занятие - это конкретный результат деятельности ребёнка. Предусмотрены серии занятий по моделированию, где у детей развиваются творческие способности, а также способность к знаково-символической деятельности. Программа "Основы информатики" знакомит детей с основными понятиями программирования. Реализация программы осуществляется через активную деятельность ребёнка. Играя в кубики на шахматной доске, давая команды исполнителю Муравью, ребёнок осваивает программу. К концу года дети умеют не только составлять программы, но у них развивается умение решать проблемные задачи, использовать полученные знания на других занятиях, развивается самостоятельность мышления, умение комбинировать. Дети убеждаются, что компьютер - умная машина, с помощью которой человек может решать множество задач. У них воспитывается стойкий интерес к компьютеру. Диагностика интеллектуального развития показала, что дети подготовительной группы ДОУ №8 значительно опережают своих сверстников из других дошкольных учреждениях по таким показателям как: способность к анализу, сравнению, обобщению; развитие пространственной ориентации и зрительной памяти; способность к рассматриванию ситуаций с разных позиций; умение планировать и осуществлять контроль в практической деятельности; развитие воображения в конструктивной деятельности; развитии творческого мышления. Эти данные свидетельствуют о том, что развивающие технологии эффективнее традиционной и работают на развитие интеллекта ребёнка. А работа с компьютером - еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных способностей. |
|