ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ГЕРМАНИИ. ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА.
Симонова Е.В.


Система высшего педагогического образования в Германии во все возрастающей степени испытывает влияние гуманистической психологии. Примером тому могут быть семинары Вальдорфской школы, имеющие широкое распространение в землях Германии. Именно в ней наиболее полно и широко отражается личностно-ориентированный подход к обучению в школе. Основателем и основоположником педагогической концепции Вальдорфской школы является Рудольф Штейнер, который подчеркивал, что школа должна руководствоваться внутрипедагогическими принципами, к которым относятся ориентация не на абстрактные требования, а на конкретных детей и их потребности в развитии на каждой возрастной ступени, на их жизненные запросы. Во многих вальдорфских школах по инициативе учеников, поддержанных учительским коллективом, были организованы и проведены довольно серьезные проекты. Так, в школе в Штутгарте по инициативе ученика был организован проект помощи югославским беженцам, разросшийся затем в самостоятельную благотворительную организацию "Феникс", поддерживаемую властями города, а также многими фирмами, предоставившими средства и оборудование. В другой школе также по инициативе учеников был организован и приведен в жизнь проект помощи детям Чернобыля. Вальдорфские ученики своими руками построили в Белоруссии несколько деревенских домов для семей-переселенцев. Все эти и многие другие вещи возможны только благодаря вышеописанной структуре управления, свободной от абстрактных идей, а также тому, что в концепции старшей школы предусмотрена "социальная практика", когда подросткам, юношам и девушкам дается реальная возможность применить свои силы в помощи другим.
Многие проблемы германских учебных заведений связаны именно с тем, что не обозначена граница допустимости в педагогике общезначимого и принципиального, то есть таких подходов, которые правильны в правовой, политической сфере. Проблемы, возникающие по причине "враждебного детям школьного предприятия" (Петер Паулиг), пытаются решать, создавая дополнительные институты работников воспитания или социальных педагогов, не замечая, что корень проблемы - в ошибках организации самого школьного дела. Родителям должна быть дана возможность выбора между различными типами школ и образования. Выбор типа школы - это проявление доверия к данному педагогическому подходу, данному коллективу учителей. Проведенный нами анализ учебно-методической, педагогической и общеобразовательной литературы, в частности периодических изданий: "Unsere Schule", "Die deutsche Schule", "Bildung und Erziehung", "Zeitschrift fur Paedagogik", научно-методических изданий: Cropley, A.J. (1991). Unterricht ohne Schablone. Wege zur Kreativitaet. Munchen:Ehrenwirth, Akademie fur Lehrerfortbildung Dillingen (Hrsg.) (1994). Dokumentation des Fortbildungsmodells "Fцrderung besonders begabter Schьlerinnen und Schьler an Grund- und Hauptschule, Realschule und Gymnasium" (1990-1993). Dillingen: Akademie fьr Lehrerfortbildung (Akademiebericht Nr. 255), Neber, H. & Heller, K.A. (1997). Deutsche SchьlerAkademie. Ergebnisse der wissenschaft-lichen Begleitforschung. Bonn: Bundesministerium fьr Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie, Geo Wissen. Denken - Lernen - Schule. Nr. 1/1999, Holling, H. (1998). Forschung und Fцrderung von Kindern und Jugendlichen im Bereich der ochbegabung. Bonn: Bundesministerium fьr Bildung, Wissenschaft, Forschung und echnologie. и др., а также результатов научно-практических конференций показывает, что тенденции развития мировой и немецкой школы характеризуются четко обозначенным переходом в отношениях между учителем и учеником с субъект-объектных на субъект-субъектные, диалоговые отношения, что предлагает максимально полную реализацию своего потенциала каждым из учащихся при интеллектуально-духовном взаимодействии с учителем, направляющим этот процесс в наиболее благоприятное русло. В контексте анализа указанных тенденций аналогичная ситуация наблюдается в сфере образования в современной Германии, где педагогические традиции получают достаточно широкое распространение, оказывая заметное влияние на характер целей, содержание, формы и методы профессиональной подготовки учителей.
Как отмечает А.Болотова, одним из центральных пунктов любой педагогической концепции является проблема учителя. Ведь от того, насколько он профессионален, насколько менее авторитарную позицию занимает, чем больше внимания уделяет развитию активности, самостоятельности, творчества учащихся, тем больше от него требуется мастерства, тем глубже и разностороннее должна быть его профессиональная подготовка. Это положение убедительно подтверждается в сфере образования и подготовки учительских кадров в Германии. Ситуацию, сложившуюся в сфере образования и подготовки учителей, можно обозначить как ориентированную на идеалы гуманистической педагогики и психологии. В этом отношении состояние немецкой школы отражает ведущие тенденции развития мирового педагогического процесса.
Ярким примером личностно-ориентированного подхода в образовании в современной Германии может служить "Frobels Erziehungsanstalt", как школа ориентированная именно на личность ученика. Данная школа ориентированна на 14 ступенчатый подход в основной "Grundschule" и общеобразовательной "Regelschule" школы. Данная школа имеет 173 филиал на территории Германии. Наряду с общепринятыми и обязательными предметами в данной школе широко используются факультативные и внешкольные мероприятия, направленные на всестороннее развитие школьников. Данная концепция была разработана в 1965 году Фридрихом Фребелем и ее основой является образование и обучение детей с физическими и психическими отклонениями в частности с нарушением речи и слуха. Предложенный подход подразумевает успешное обучение детей с физическими и психическими недостатками в классах вместе с обычными детьми.

Основные принципы обучения в данной школе это:
  • Образовательный процесс направлен на конкретного ученика. Это означает, что каждый ребенок в данной школе воспринимается как уникальный индивидуум, имеющий свои уникальные способности. Исходя из данных способностей, каждому ученику необходимо подбирать свой, уникальный подход.
  • Данная школа - это школа-интернат, где дети находятся весь учебный год.
  • Каждый педагог в этой школе- это прежде всего воспитатель. Сделать человека современным, свободным, мыслящим и действующим - вот главная цель методики Фребеля и данной школы. Основа данного подхода - дать ребенку образование через призму индивидуального восприятия.
  • Учителя и педагоги делают все возможное, чтобы ученики данной школы, несмотря на свои недостатки могли активно участвовать в жизни общества.
  • Несмотря на стандартное программу обучения, принятую в Тюрингерской земле, учителя стараются проводить занятия на природе или в других местах, непосредственно связанных с предметом изучения.
  • Занятия проходят по блокам. Время каждого блока приблизительно 45 минут, хотя длительность занятия и перемены устанавливается учителем индивидуально.
  • Хотя в первые 4 года обучения оценки не ставятся, в данной школе разработана индивидуальная система поощрения успехов ребенка.
  • Программа обучения в школе полностью соответствует учебным программам общеобразовательных школ Германии. На любом этапе обучения ребенок имеет возможность перейти в любую другую школу.
  • Все праздники и каникулы ученики проводят вместе с педагогами, что позволяет не только улучшить отношения между учениками и учителями, но и хорошо влияет на сам процесс обучения.
Таким образом, в современной Германии отчетливо проявляется направленность на личностно-ориентированный подход в образовательных учреждения различного типа.

СПИСОК ИССЛЕДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
  • Neber, H. & Heller, K.A. (1995). Untersuchungen zur Nomination von Teilnehmern fьr die Deutsche SchьlerAkademie. Bonn: Bundesministerium fьr Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie.
  • Neber, H. & Heller, K.A. (1996). Auswirkungen der Deutschen SchьlerAkademie auf Schule und Studium. Bonn: Bundesministerium fьr Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie.
  • Neber, H. & Heller, K.A. (1997). Deutsche SchьlerAkademie. Ergebnisse der wissenschaft-lichen Begleitforschung. Bonn: Bundesministerium fьr Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie.
  • Schцpfel, J. (1992). Kreatives Schreiben. Identifikation und Fцrderung sprachlich begabter Jugendlicher. Frankfurt/Main: Lange (= Europдische Hochschulschriften Reihe 6, Psychologie Bd. 390).
  • Bundesministerium fьr Bildung, Wissenschaft, Forschung und Technologie (BMBF) (Hrsg.) (1995). Die Begabtenfцrderungswerke in der Bundesrepublik Deutschland. Arbeit und Ziele. Bonn: BMBF
  • Beispiele. In Niedersachsen Schule machen. Kreativ lernen - forschen - schaffen: Schьlerwettbewerbe. 18. Jahrgang, Heft 1 (Mдrz) 2000, hrsg. vom Friedrich Verlag,Velber, und dem Niedersдchsischen Kultusministerium.
  • Geo Wissen. Denken - Lernen - Schule. Nr. 1/1999.
  • Huser, J. (1999). Lichtblick fьr helle Kцpfe. Ein Wegweiser zur Erkennung und Fцrderung von hohen Fдhigkeiten bei Kindern und Jugendlichen auf allen Schulstufen. Zьrich:Internationale Lehrmittelzentrale. Lehrmittelverlag des Kantons Zьrich.
  • Ministerium fьr Kultus, Jugend und Sport, Baden-Wьrttemberg (1998). Begabungen fцrdern.Hochbegabte Kinder in der Grundschule. Stuttgart: Kultusministerium.
  • Schreier, G. (1996). Fцrderung und Auslese im Einheitsschulsystem. Debatten und Weichenstellungen in der SBZ/DDR 1946 bis 1989. Kцln: Bцhlau (= Studien und Dokumentationen zur vergleichenden Bildungsforschung; Bd. 72).



Москва, 2001

Назад
Hosted by uCoz