МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8 адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
К ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИСУБЬЕКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
СИНЯГИНА Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, г.Москва
Цель проводимой работы состоит в разработке новых психолого-педагогических личностно-ориентированных технологий эффективного и бесконфликтного взаимодействия детей и взрослых и обучение педагогов психолого-акмеологическим и педагогическим технологиям, направленным на оптимизацию взаимоотношений в образовательной среде. Задачи проекта: формирование гуманистического образа жизни и гуманизация общественных отношений в рамках общественного движения "За гуманное отношение к детям"; продуктивное развитие ребенка за счет применения новых личностно-ориентированных технологий, основанных на реализации индивидуального и возрастного подходов, полисубьектных отношений; оптимизация деятельности педагога по продуктивному развитию ребенка, формированию бесконфликтных взаимоотношений в образовательной среде.
Реализация проекта направлена на выявление социально-психологических проблем развития детей в современных условиях, поиск путей их решения и разработку конкретных личностно-ориентированных технологий. Проектом также предусматривается изучение опыта работы педагогов, психологов, специалистов в области развития детей, что также может способствовать расширению сферы возможностей по обеспечению непрерывного психологического сопровождения развития личности (первый этап).
Одной из задач проводимой работы - вооружить учителя, воспитателя, самого школьника такими технологиями развития качеств и свойств личности, которые могли бы использоваться в повседневной жизни, в общении со сверстниками, во взаимоотношениях учителя и ученика на уроке, вне школы и не требовали бы при этом специальных условий для своего проведения.
Актуальность работы определяется необходимостью поиска и разработки новых высокоэффективных технологий развития ребенка в образовательной среде, обусловливающих высокую продуктивность деятельности педагога в изменяющихся социально-экономических условиях. Особую значимость при этом представляет не только подготовка педагога вообще, что само по себе принципиально важно, но и их целенаправленное обучение с учетом конкретных особенностей образовательной среды, в которой осуществляется их педагогическая деятельность, которая характеризуется особой спецификой и особенно нуждается в пристальном внимании и изучении сегодня, поскольку именно от успешности решения проблем в этой сфере в существенной мере зависит успех всех социально-экономических и политических преобразований.
Проблема усугубляется недостаточным профессионализмом деятельности педагогов по продуктивному развитию учащихся в образовательной среде. В частности, по данным Министерства образования РФ, в структурах, работающих с детьми, примерно 85% специалистов имеют стаж работы менее 3-х лет - многим просто не хватает опыта работы, умения строить бесконфликтные и продуктивные взаимоотношения. Наши наблюдения показали, что 83,4% педагогов предпочитают работать с примерными детьми, 61,2% - сталкиваясь с "трудными школьниками", теряются, не могут найти необходимого тона общения и часто переходят на крик, а 23% - обращаются к администрации школы, техникума с просьбой избавить их от работы с такими детьми. При этом, большинство педагогов достаточно высоко оценивают свой профессиональный уровень: более 65% отмечают, что умеют строить "правильные" взаимоотношения с детьми и их родителями, 84,2% не сомневаются в своем высоком профессионализме и компетентности, 92,6% считают, что у них высокие показатели результатов своего труда, а более 70% уверены в том, что они владеют единственно правильным методом воспитания.
Новым положением при разработке личностно-ориентированных технологий выступает предположение о том, что педагог, реализующий личностно-ориентированный подход в своих установках, целях и притязаниях более направлен на саморазвитие, самообразование, широко применяет в педагогической деятельности диалог и дискуссию, выступает не только в роли преподавателя, но и исследователя, диагноста и способен к проведению психологической работы с учащимися. Важными характеристиками такого педагога выступают наличие особых знаний о психологии ребенка, методическое мастерство, способность к реализации личностно-ориентированного подхода и полисубьектных отношений. Так, нами замечено, что более 65 % эффективных педагогов регулярно проходят переподготовку, 32% из них - по собственной инициативе.
Разрабатываемые материалы могут быть широко использованы в совершенствовании профессиональной подготовки педагога, практике работы школ, внешкольных учреждений и учреждений дополнительного образования, работающих с детьми и их родителями.
Предмет разработки - личностно-ориентированные технологии формирования полисубьектных взаимоотношений в образовательной среде. Парадигма личностно-ориентированного образования позволяет на первый план поставить личностное становление ("каким быть" перед "кем быть"), изменить содержание, формы, методы обучения и воспитания исходя из совокупности организационных, психолого-педагогических и нравственно-гуманистических компонентов, образующих особое психолого-педагогическое пространство, обеспечивающее формирование личности и направленное ее развитие в школьном возрасте. Степень учета их в образовательном процессе выступает показателем эффективности деятельности образовательного учреждения.
Основным для решения поставленных задач выступает понимание межличностного взаимодействия (межличностного отношения) в образовательном процессе. Под межличностным взаимодействием мы понимаем взаимное влияние, оказываемое субъектами в процессе их совместной деятельности и общения.
В образовательной же практике межличностное взаимодействие понимается по-разному.
Признание ведущей роли педагога в процессе обучения и воспитания представляет учебно-дисциплинарную модель взаимодействия. Учебно-дисциплинарная модель, основанная на доминировании учителя в учебно-воспитательном процессе, ориентирована на подавление инициативы ребенка, развитие исполнительности, а не креативности.
Признание в качестве основного действующего лица школьника - субьектно-центрированную модель взаимодействия. В модели, ориентированной на субьектность ребенка, наоборот, отдается предпочтение спонтанной инициативе и недостаточное внимание уделяется регламентированным формам усвоения материала.
Организацию учебно-воспитательного процесса, когда в качестве субъектов выступают и педагог и учащиеся - субьект-субьектная модель взаимодействия. При субьект-субьектном взаимодействии реализуется принцип сотрудничества, сотворчества учеников и учителя, однако в стороне остается родительское влияние, весьма значимое особенно в школьном возрасте, а также влияние значимых для школьника людей ближайшего социального окружения (тренера, одноклассников, друзей по дому и др.).
Существенным элементом субьект-субьектного взаимодействия, согласно предлагаемому нами подходу, является участие в педагогическом образовательном процессе родителей, значимых других людей, наряду с педагогами и учениками.
В связи с этим, мы предлагаем полисубьектнную модель взаимодействия, которая позволяет снять противоречия, существующие в первых трех моделях.
Полисубьектнная модель взаимодействия в личностно-ориентированном образовании позволяет преодолеть противоречия между необходимостью школьника овладевать знаниями, умениями, навыками, в конечном счете, общественно-историческим опытом, заложенными в учебных планах и программах, реализуемыми в учебном процессе, и с другой стороны - собственными интересами ребенка, его желаниями, потребностями, эмоциональным состоянием, а также включить в процесс развития ребенка их родителей.
Основу решения задач проекта составляют общенаучные принципы познания, системности, развития, детерминизма, деятельности, субъектности, широко развиваемые в рамках психолого-акмеологического подхода. В числе основных методов применяются: теоретические - генетический, исторический и ретроспективный анализ, методы детерминизма, логический и др., эмпирические - интервьюирование, анализ продуктов деятельности, обобщение независимых характеристик, психолого-педагогическое моделирование, методы статистического прогноза и экспертиза. При обобщении материалов планируется использовать методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов "Excel", "Statistica for Windows 95".
В задачу настоящего проекта не входит научный анализ проблем межличностного взаимодействия. Этому посвящены работы таких известных специалистов как Бодалев А.А., Мудрик А.В., Кан-Калик В.А., Добрович А.Б., Лисина М. И., Леонтьев А.А., Петровский А.В., Ковалев Г.А., Андреева Г.М., Петровская Л.А. и др.
В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик объекта разработки выступают: оpиентированность на гуманистические ценности, общую культуpу личности и индивидуальные способности; тенденция на pазвитие познавательных способностей учащегося и его обpазовательных потpебностей, pазвитие пpиpодных особенностей, его интеллектуальной сфеpы, социальную адаптацию; ваpиативность и гибкость методики (для возможной коppектировки); откpытость для инноваций и pазвиваемость предложенных технологий; возможность педагога максимально использовать свой личностный потенциал в pазвивающей деятельности, умение выйти из кpуга педагогических стеpеотипов на новую систему оценки результатов свой деятельности и самосовеpшенствование в пpофессиональной деятельности; использование индивидуального подхода к личности; сочетание индивидуального подхода с гpупповой гаpмонией; ваpьиpование темпов освоения навыком полисубьектного отношения в зависимости от уpовня pазвития pебенка и гpуппы в целом; опоpа на ведущую деятельность ребенка, его интеpесы; азвитие индивидуальных твоpческих способностей pебенка; оpиентация на осуществление пpава на выбоp и др.
Наработанные материалы в целях обеспечения эффективного и бесконфликтного взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе апробированы в реальной практике (гимназия №1579 г.Москвы - директор К.И. Стрижова; общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка №1222 г.Москвы - директор Н.К. Артюшина; начальная экспериментальная школа №84 (авторская) г. Ульяновска - директор Чернышов Я.А. В системе повышения квалификации и переподготовки работников образования спланировано обучение педагогов методике применения разработанных психолого-акмеологических и педагогических технологий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в образовательной среде (курсы на базе гимназии №1579 для руководителей и педагогов инновационных школ ЮАО, январь-март, 2002г.).
Проведенные работы позволили разместить страничку в Интернет - НТТР:\ www.lotec.narod.ru и указывают на необходимость их в реальной практике и намечают перспективное направление разработки тематики - "Программа реализации личностно-ориентированных технологий в образовательных учреждениях разного типа".

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz