МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8 адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
РОЛЬ СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗРЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОРЕЛКИНА Т.И., учитель гимназия № 1579 г.Москвы

"Слово, идущее от сердца, проникает в сердце"
Низами

Школа является учебным заведением, которое вооружает подрастающее поколение знаниями и умениями. Качества знаний определяются не только истинностью самих знаний, но и их духовной насыщенностью, личностным отношением человека к знаниям.
Как водопад мчится жизнь, но не всякий человек замечает это движение. Особенно это касается малышей начальной школы. Открыть эту жизнь предоставляется взрослым. Не только открыть, но и помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать опыт для улучшения ее и обязательно выбрать верный в ней путь. Следует понимать, что маленький человек не готовится к жизни, а уже живет. Задачей педагогов является создание необходимого образовательного процесса со своими предметно-пространственными, нравственно-социальными качествами, который даст возможность ребенку удалить свою страсть к развитию. А само развитие происходит в процессе преодоления ребенком поставленных перед ним задач, т. е. в процессе преодоления трудностей. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития, ибо пока еще сильна природа человека по преодолению этих возникающих трудностей. Учителя - это те хитрые взрослые, которые решили, что могут быть самыми умными в стране детства, они только никогда в этом не признаются, потому, как любят и берегут своих учеников. Вместе с ними они находят и изучают, выявляют причины и делают выводы, устанавливают закономерности, и, самое главное, сами организуют эти открытия и умеют вместе с детьми переживать радость первооткрывателей. Ну а наших малышей можно сравнить с драгоценными камнями, которые заблестят и заиграют только тогда, когда будет соответствующий подход и внимание к ним.
Само понятие урок должно стать базисным для гуманно-личностной педагогики. "Если условно принять, что это слово состоит из двух слагаемых
У + РОК,
то получим следующую расшифровку:
У - в переводе с санскритского означает УРА - СВЕТ,
РОК следует понимать как судьба. УРОК - Свет Судьбы, Жизнь Судьбы. Судьба, зарождающаяся через Свет, через Логос (слово), через жизнь, через любовь". /Ш.Амонашвили/.
Любой ребенок, в конце концов, становится взрослым. Поэтому в раннем возрасте дети пытаются в полной мере развить в себе общие и личностные качества, стать цивилизованными, духовно богатыми. Дети стремятся к взрослению. Подтверждением этого могут стать ролевые игры, в которых дети выполняют "обязанности" взрослого человека. И в данном процессе утверждения учителю приходиться общаться с ребенком на равных, постоянно утверждать в нем личность, проявлять доверие, возлагать обязанности. Все это четко проявляется в организации внеклассных мероприятий. Готовясь к конкурсу "Осенний букет" много внимания уделяется не только экологическому воспитанию, но и духовно-нравственному: Какой он, твой букет? С чем его можно сравнить? Возникают целые поэмы, в которых перечисляются не только элементы букета, но и где каждый из них был найден. Как итог работы возникают названия: "Воспоминания о лете", "Талисман", "Демон", "Краски осени". Долго еще потом учащиеся, поднимая с земли упавший листочек, представляют себе какой еще можно придумать букет. Развиваем эту тему осени и на других предметах. Урок чтения позволяет не только научиться читать литературное произведение, осмыслить его, выучить наизусть, а дает возможность создать личностное отношение к воспринимаемому материалу. "Мне не жалко стрекозу, - говорят дети, - она ленива". Они встают на позицию муравья из басни И. А. Крылова. А как поступите вы, если к вам обратятся за помощью? Начинаются размышления... Встать на позицию другого достаточно трудно даже взрослому, но дети, выстраивая логическую цепочку, почему так произошло, находят то звено, которое можно изменить, чтобы получить другой результат. Весь творческий потенциал учащихся, накопленных на таких уроках, используется в системе проектов. При изучении жизнь и творчества А.С.Пушкина дети участвовали и в конкурсе чтецов, и инсценировали сказки великого писателя, и иллюстрировали понравившиеся произведения, и, конечно же, писали творческие работы. Изучая историю своей станы, своего города, историю вообще, уч-ся проникают чувством гордости за свою страну. На базе полученных знаний возникает необходимость изучения своих "корней", своей собственной истории. Кем были мои предки, откуда мои корни, чем занимались мои бабушка и дедушка? Расширяя диапазон своих знаний, приходим к пониманию необходимости поделиться с окружающими полученной информацией. Как итог - новые проекты: "Генеалогическое древо моей семьи", "Герб моей семьи", "Боевой путь моего дедушки", "Дорогой мой человек - бабушка". Дети уже иначе смотрят на своих близких, понимая, какую интересную, а может быть, трудную жизнь они прожили. Работая над развитием речи достаточное внимание, уделяем работам описательного характера, рассуждения на отдельные темы, домысливание предложенного сюжета. И тут наши ученики открываются совсем с неожиданной стороны: страшную сказку могут превратить в смешную, из злых и противных отрицательных героев сделать добрых и отзывчивых. Рождаются на свет новые сказки, пусть немного несовершенные, но придуманные самими учащимися. Какая прекрасная вещь - открытие! Разные чувства испытываются при постижении чего-то ранее совершенно неизвестного, но одно присутствует непременно - это удивление. С удивления, как известно, начинается мышление, следовательно, для развития интеллекта открытия крайне необходимы. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Ведь, чем старше становится ребенок, тем реже он испытывает радость и ощущение успеха от совершенного им самим открытия. Если говорить об открытиях, надо остановиться и на уроках математики. Ведь здесь, что ни урок - то открытие. Сам по себе устный счет может быть не таким интересным, если его не превратить в интеллектуальную разминку, соревнование, результатом которого будет не только хорошая отметка, но и спрятанное таинственное слово. Решение примеров бывает увлекательнее, если мы разгадываем зашифрованное письмо. Решение задач всегда было сложной частью урока, ибо мышление ребят конкретное. Абстрагировать его помогают схемы, рисунки, таблицы. Составляя их ребята размышляют, рассуждают, строят схему своего решения. Как иногда бывает радостно только оттого, что в составленной схеме ребенок видит уже не только решение задачи, но уже может составить математическое выражение по ее решению! Разве это не открытие? Составной частью математики является геометрия. Здесь важным является еще одно умение: нужно научиться пользоваться чертежными инструментами. Хотя на других уроках дети часто берут линейку и карандаш в руки, тем не менее, ответственность с которой они выполняют задания по геометрии вызывает чувство уважения. Естественная потребность ученика потрогать, пощупать, повертеть все в руках заставляет использовать разнообразные предметы, окружающие детей в жизни. Выполняя различные задания, учащиеся с помощью осязания, зрения, слуха, тактильных органов чувств, анализируют, сравнивают объекты, делают выводы, предлагают свои пути исследования. Именно учитель помогает своим ученикам по-новому взглянуть на привычное, вникнуть в процессы словотворчества, испытать себя в новой ситуации, стать исследователем, расширить круг понятий.
Подвести итог всему выше сказанному хотелось бы словами Ш.Амонашвили: "Гуманно-личностная педагогика основано на классической формуле: Ребенок не только готовится к жизни, но уже живет... Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни".

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz