МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8 адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И.В. Динерштейн, заместитель директора школы с углубленным изучением немецкого языка № 1222, психолог гимназии № 1579
К настоящему времени в психологии накоплен достаточно обширный материал о развитии способностей. Однако накопленный материал в большей части относится к способностям интеллектуальным, развитие творческих способностей до сих пор остается менее изученным. Совместно с А.Я. Ноем и В.М. Лобас мы провели исследование творческих способностей детей школьного возраста (7-17 лет). В эксперименте участвовали 500 учащихся школ гг.Глазова и Москвы. Для диагностики творческих способностей мы использовали форму А вербального теста творческих способностей П. Торренса.
Анализ полученных данных показал, что в возрасте 8-9 лет (что совпадает со 2 классом начальной школы) происходит резкое падение всех показателей вербальной креативности. В 9-10 лет (3 класс) начинается подъем творческих способностей, который происходит постепенно, хотя и неравномерно, на протяжении всего периода обучения в школе. Незначительный спад креативности происходит примерно в 17 лет. Однако это спад относительный, по сравнению с уровнем, достигаемым в 15-16 лет (10 класс).
Полученную нами данные об изменении общего показателя вербального теста Торренса мы сопоставили с "кривой общего развития способностей к творческому мышлению", которую в одной из своих работ привел сам автор методики. Кривая, приведенная П. Торренсом, охватывает период с 3-х лет до окончания школы. Начиная с 3-х летнего возраста, творческие способности растут примерно до 4.5 лет, затем, в возрасте 5 лет, происходит резкое понижение способностей, после чего способности начинают расти и достигают пика в возрасте 7-8 лет. В 8-9 лет, происходит резкий спад творческих способностей, а затем опять начинается подъем. Очередной пик достигается в возрасте 10-11 лет. Затем в 12 лет творческие способности понижаются, после чего на протяжение 4-х лет происходит подъем. Достигнув к 16-ти годам максимального уровня, творческие способности незначительно понижаются к моменту окончания школы (к 17-18 годам).
П. Торренс выявил четыре критические стадии развития творческих способностей: в возрасте 5, 9, 12, и 17 лет. Каждая критическая стадия сопровождается понижением творческих способностей. Чем сильнее потребность в творчестве, чем выше способности, тем выше вероятность жесткого давления на ребенка. Как следствие, на каждой критической стадии развития значительная часть детей "жертвует" своей креативностью. Как только дети начинают справляться с требованиями данной стадии, одна часть детей наверстывает упущенное, другая часть детей совсем отказывается или продолжает сдерживать свою креативность. По мнению Торренса, при соответствующих условиях, в любом возрасте возможна активизация "подавленных" творческих способностей. Такое значительное влияние окружения на развитие или угасание творческих способностей отмечалось и другими американскими исследователями. При сопоставлении полученной нами данных с данными, приведенными П. Торренсом, обнаруживается целый ряд совпадений:
1) высокие показатели креативности в возрасте 7-8 лет;
2) резкий спад творческих способностей в 8.5 лет;
3) подъем способностей в возрасте 10.5 лет;
4) высокие показатели креативности в возрасте 15-16 лет и затем их незначительное понижение в 17 лет, в последний год обучения в школе.
Аналогичное исследование творческих способностей детей школьного возраста провели шведские психологи Г. Смит и И. Карлссон. Ими было выявлено повышение творческих способностей в возрасте 7,5 и 10-11 лет. Отмечалось влияние тревожности на развитие креативности. Некоторая тревожность, по мнению ученых, необходима для развития креативности, однако слишком высокая или низкая тревожность тормозят ее развитие. Повышение творческих способностей в 7,5 лет Г. Смит и И. Карлссон связывают с началом школьного обучения, однако, повышение способностей в возрасте 10-11 лет, по их мнению, связано с какими-то внутренними законами развития. Дальнейшие исследования шведских ученых показали, что после подъема в 12 лет наступает спад креативности, который они связывают с наступлением пубертатного периода в жизни ребенка. После спада творческие способности начинают повышаться, достигая своего пика к 16 годам.
Приведенные выше данные американских и шведских исследований в целом совпадают с полученными нами совместно с В. М. Лобас и А. Я. Ноем результатами о возрастном изменении вербальной креативности. Совпадают все основные пики и спады в развитии творческих способностей. Исключение составляет выявленный американскими и шведскими исследователями спад креативности в возрасте 12 лет. В нашем исследовании подобного спада не обнаружено. Мы наблюдали лишь некоторое замедление в росте показателей креативности, заметно понизился только показатель оригинальности. Совпадение данных исследований, проводившихся в разных странах, свидетельствует о том, что творческие способности в гораздо большей степени, чем принято считать, подчиняются неким внутренним законам развития. В этом смысле весьма продуктивной на наш взгляд является гипотеза В.С. Юркевич о "наивной" и "культурной" креативности.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz