МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8 адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРИЕМУ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ШКОЛЫ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
И.В.Динерштейн, зам. директора по экспериментальной работе
А.А.Полякова, зам директора по УВР (начальные классы)

Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: личностную готовность, интеллектуальную готовность и социально-психологическую готовность к школьному обучению. В течение ряда лет в школе разрабатывается технология определения готовности будущих первоклассников к обучению в школе с углубленным изучением иностранного языка.
Определение уровня школьной зрелости проводится специально организованной психолого-педагогической комиссией школы, в состав которой входят специалисты в области детской психологии и педагогики: школьные педагоги-психологи, преподаватели начальных классов, иностранного языка и представители администрации.
Психолого-педагогическая диагностика учащихся осуществляется в 3 этапа. На 1-ом этапе проводится групповое психологическое тестирование, на 2-ом собеседование с учителями начальной школы, на 3-ем этапе - собеседование с учителями иностранного языка. В ходе психологического тестирования нами применяется специально разработанный диагностический комплекс, состоящий из методики экспресс-диагностики интеллектуальных способностей, ориентировочного теста Керна-Йирасека, проективной методики "Несуществующее животное", а также методики определения сформированности школьной мотивации. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) предназначена для выявления уровня интеллектуальных способностей детей 6-7 летнего возраста. Задания МЭДИС представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать детей независимо от их умения читать. Тест имеет две эквивалентные формы А и В. Он может использоваться индивидуально и в группах (по 5-1О человек). МЭДИС состоит из четырех субтестов, каждый из которых имеет по 5 заданий.
1 субтест направлен на выявление общей осведомленности детей, их словарного запаса.
2 субтест - на понимание количественных и качественных соотношений.
3 субтест - исключение лишнего - выявляет уровень логического мышления.
4 субтест направлен на выявление математических способностей.
Задания выполняются без ограничения времени. Тест школьной зрелости Керна-Йирасика состоит из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации.
Проективная методика "Несуществующее животное" позволяет выявлять некоторые индивидуально-личностные особенности будущих первоклассников, развитие их эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Определение уровня сформированности школьной мотивации осуществляется в ходе анализа проективной экспресс-методики, которая проводится в игровой форме: детям предлагается раскрасить квадрат тем цветом, который соответствует выбранному ответу на вопрос психолога-консультанта.
Психологическое тестирование будущих первоклассников проводится в конце III-ей четверти, собеседование с учителями начальных классов и учителями иностранных языков проводится в период весенних каникул.
После анализа собранного материала родителям даются рекомендации по определению детей в классы в соответствии с уровнем их школьной зрелости.
В 1998/1999 уч.г. нами были протестированы 87 детей 6-7 лет, родители которых подали заявление о приеме в школу. Из них 59 детей были зачислены в 1-ый класс.
Сравнительный анализ результатов тестирования детей, зачисленных в 1-ый класс, и тех, кто не был зачислен, показал что в среднем уровень интеллектуального развития, уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации у детей, набранных в 1-ый класс выше, чем у тех детей, кто не был зачислен. Так, средний показатель интеллектуального развития у детей, не попавших в 1-ый класс, составляет 10.2, тогда как у тех, кто был зачислен, этот показатель составляет 13.25 - в 1Б классе и 11.6 - в 1А (62% учащихся 1А составляют дети 6 лет). Среди детей, набранных в 1-ый класс, преобладают дети с хорошим (48%) и очень хорошим (27%) уровнем развития мелкой моторики, среди тех, кто не был зачислен, преобладают дети с удовлетворительным (43%) и плохим (18%) уровнем развития мелкой моторики. Оправдало себя и применение методики "Несуществующее животное". У ряда детей, принятых в первый класс, были выявлены проблемы общении (замкнутость, застенчивость), высокий уровень тревожности, агрессивность (чаще всего вербальная), эмоциональная нестабильность (инфантилизм, склонность к демонстративному поведению, истеричность). Как оказалось, именно эти дети испытали в дальнейшем проблемы при адаптации к школе, к новому коллективу. Знание индивидуальных особенностей детей, принятых в первый класс, помогло психологам разработать рекомендации для учителей начальных классов по работе с этими детьми.
В 1999/2000 уч. г. психодиагностический комплекс был дополнен методикой изучения сформированности школьной мотивации. Из теста Керна-Йирасика мы исключили третье задание - рисование фигуры человека по представлению. Часть параметров, определяемых в этом задании, можно определить с помощью методики "Несуществующее животное", другая часть (общая осведомленность) диагносцируется в первом субтесте теста МЭДИС и затем еще раз проверяется при собеседовании с учителями начальной школы.Следует отметить, что проведение психологической диагностики детей при приеме в первый класс одобряется большинством родителей учащихся школы. В конце 1999/2000 уч.г. психологами школы было проведено исследование социального заказа родителей. По данным проведенного опроса 70% родителей считает, что проведение отбора при приеме детей в школу необходимо.
Формирование классов с учетом дифференциации учащихся по уровню способностей считают необходимым 37% родителей (45%, 22% и 48% в начальной, средней и старших школах соответственно). Более половины родителей (56%) считают, что группы по изучению иностранных языков необходимо формировать с учетом способностей (59%, 56% и 57% в нач., ср. и ст. школах соответственно).
Таким образом, дальнейшие перспективы разработки и реализации мероприятий по работе с будущими первоклассниками мы видим в следующем:
* Формирование первых классов в соответствии с уровнем готовности детей к школе, уровнем их интеллектуального развития.
* Разработка комплекса методик диагностики способностей к изучению иностранного языка для детей 6-7 лет. Формирование групп по изучению иностранного языка с учетом способностей детей.
* Исследование ежегодных изменений индивидуальных особенностей детей, поступающих в первый класс. Сравнительный анализ особенностей будущих первоклассников позволит выявить тенденции развития детей дошкольного возраста, что в дальнейшем поможет скорректировать учебно-воспитательный процесс.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz