МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Научно-методическое обеспечение развития содержания, деятельности и форм организации в системе дополнительного образования
Подраздел: Разработка и систематизация содержания и технологий дополнительного образования
Руководитель: Е.Б.ЕВЛАДОВА, кандидат педагогических наук, г.Москва.
Аннотация:
Цель проекта: определение и разработка педагогических условий развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
1. разработка организационных моделей дополнительного образования в современной школе;
2. определение специфики школьного дополнительного образования и его основных функций;
3. конкретизация функциональных обязанностей педагогов, включенных в систему дополнительного образования;
4. определение возможностей сближения основного и дополнительного образования;
5. обновление содержания дополнительного образования и его программно-методического обеспечения.
Актуальность проекта связана с необходимостью активного включения в практику общеобразовательной школы дополнительного образования как сферы развития личностно-значимых интересных и потребностей ребенка, как путь реализации гуманистического характера образования. Деятельность разрозненных кружков и секций не удовлетворяет требованиям времени и уровню образовательных стандартов. Поэтому требуется изучение специфики дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В частности, необходимо определить наиболее эффективные формы организации дополнительного образования, условия взаимодействия основного и дополнительного образования, специфику деятельности всех педагогов, включенных в систему школьного дополнительного образования. Исследование этих и других важных проблем позволит разработать научно-методическое обеспечение деятельности педагогов дополнительного образования.
Основные пути и методы реализации проекта заключаются в организации опытно-экспериментальной работы в школах Москвы; изучении опыта построения системы дополнительного образования в школах, гимназиях, музеях разных регионов страны; проведении аналитической работы. (сопоставление выводов исследований, проводящихся другими учеными по сходным проблемам): на основании этой деятельности предполагается подготовить ряд методических материалов.
Среди первых результатов работы по проекту можно назвать материалы, в которых рассматриваются общее и различие между внеурочной работой и дополнительным образованием, специфика школьного дополнительного образования, структурно-организационные модели дополнительного образования.
В отечественной педагогике долгое время были приняты понятия "внеклассная работа" и "внеурочная работа". Появление же дополнительного образования стало многими восприниматься как синоним той деятельности, которая обеспечивает содержательный досуг учащихся в школе (так же, как и синоним внешкольной работы, организуемой Дворцами, Домами, Центрами творчества детей и молодежи). Но это слишком упрощенная трактовка, не отражающая сути дополнительного образования.
Дополнительное образование значительно шире внешкольной работы и решает комплекс совершенно определенных задач. Задач, прежде всего, образовательных, а не только обеспечивающих включение ребенка в тот или иной вид деятельности по интересам. Во многом это относится и к пониманию внеурочной и внеклассной работы.
В течение нескольких десятилетий произошла не просто смена понятийного аппарата, изменилось их содержание. Прежде внеклассная работа имела обязательную идеологическую направленность и велась преимущественно с узким кругом учащихся при выполнении остальными роли пассивных участников и исполнителей. Позднее начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участии самоуправлении и общественно полезной деятельности и включает в себя и занятия в различных кружках, секциях, клубах. Однако кружковая работа в данном случае является не столько содержательной характеристикой, сколько временной - классные руководители, вожатые, воспитатели, которые ее организуют, должны выявлять интересы учащихся своего класса и направлять их для реализации в системе дополнительного образования. По сути дела внеурочная работа предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие учащихся нескольких классов или возрастов.
И тем не менее, внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создания ученического коллектива и органов самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием, но не совпадает с ним. Она, прежде всего, ориентирована на удовлетворение потребностей школьников в неформальном общении в клубах, во время праздников, дискотек - и имеет выраженную воспитательную направленность. Это пространство для развития органов ученического самоуправления. Специалисты, организующие внеурочную работу, должны выявлять интересы ребят и направлять для их реализации в кружках и секциях. В свою очередь члены различных творческих коллективов принимают самое активное участие в школьных праздниках, соревнованиях, фестивалях. Таким образом, происходит взаимовлияние и взаимосвязь внеурочной работы и дополнительного образования. Необходимость определения специфики каждой из этих сфер возникла в связи со становлением системы дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. В тех случаях, когда дополнительное образование не получило должного развития, внеурочная работа неизбежно включает в себя и занятия школьников по интересам в различных клубах, кружках, секциях художественной, спортивной и другой направленности.
Что касается специфики дополнительного образования, то в условиях общеобразовательного учреждения получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования - безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности. Можно назвать наиболее значимые условия развития дополнительного образования в школе:
1. Опора на содержание основного образования, интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
2. Воспитательная доминанта дополнительного образования, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности, а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия, взрослого и ребенка происходит развитие лучших нравственных качеств личности.
3. Компенсаторные, или психотерапевтические возможности дополнительного образования, поскольку именно в сфере дополнительного образования ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Дополнительное образование создает ситуацию успеха, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.
4. Эмоциональная насыщенность - другая особенность школьного дополнительного образования. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний подавляет эмоционально-образное восприятие мира, столь необходимое в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Обилие и мозаичность знаний, являющейся печальной приметой нашего времени, отрицательно сказывается на детской психике.
5.Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы. Это важно не только потому, что в основном образовании явно не достает времени на обстоятельное знакомство учащихся с национальной и мировой культурой.
6. Усиление роли школы в социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Это тем более важно в настоящее время, когда обязательное школьное обучение ограничивается девятью годами, и к 15 годам подросток должен научиться делать выбор относительно своего дальнейшего пути либо в сфере образования (общего или профессионального), либо на рынке труда. Задача дополнительного образования - помочь подросткам сделать правильный выбор. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Таковы основные особенности дополнительного образования, организуемого в условиях общеобразовательного учреждения. Совершенно очевидно, что во многом они перекликаются с теми положениями, которые характеризуют работу в учреждениях дополнительного образования. И все-таки, есть все основания говорить об особенностях школьного дополнительного образования, которое решает ряд специфических задач:
* создает широкий общекультурный и эмоционально-окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
* способствует осуществлению "незавязчивого" воспитания - благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;
* компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов (в основном гуманитарной направленности), которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;
* ориентирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей в учреждениях дополнительного образования по более сложным программам.
Таким образом, дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь ориентировано на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и созданию условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности.
Среди наиболее перспективных направлений исследований, которые следует вести по данной тематике, можно назвать: "Развитие дополнительного образования детей на селе (сельская школа - центр развития дополнительного образования)". Срок реализации не менее- 4 лет. "Содержание и организация дополнительного образования учащихся на разных ступенях школы". Срок реализации - 3 года. "Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования детей" - срок реализации - 2 года.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz