МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Управление образованием.
Подраздел: Формирование и развитие кадрового потенциала системы образования Российской Федерации.
Руководитель: ВОЛОХОВ А.В., доктор педагогических наук, г.Москва
Аннотация:
Цели и задачи проекта: проведение теоретико-методологического анализа основных проблем социализации детей, разработка моделей взаимодействия детских объединений и образовательных учреждений, обоснование вариативно-программного подхода при конструировании моделей жизнедеятельности детских общественных объединений.
Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание государства к социальному развитию подрастающих поколений - все это потребовало глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и создания условий для их нормального социального развития.
При проведении экономических реформ в 90-х годах ХХ века в России, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание возможные последствия их влияния на нравственное, физическое, психическое здоровье детей, не осуществлены в необходимом объеме компенсационные и защитные меры. Распад существовавших долгие годы пионерской и комсомольской организаций, способствовавших формированию социального опыта детей, повлек за собой лишение последних возможности создавать новые организации из-за отсутствия материальных условий, методического и педагогического обеспечения. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума - одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде - привели к утрате понимания значимости таких общественных ценностей, как образование, труд, искусство. В детской и молодежной среде стали расти агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Стала более очевидной необходимость новых подходов к задачам и функциям детских общественных организаций. Разработка таких подходов фактически была начата педагогической наукой в конце 80-х годов. Исследования этого периода не могли не опираться на во многом отживший опыт практической деятельности в предшествующие годы.
Сегодня можно говорить о создании целого ряда научных школ, разрабатывающих теорию и практику деятельности детских организаций. В современной педагогической науке четко разделяются два подхода к работе детских организаций. Первый признает стремление детей к самоорганизации, содействуя постепенному переходу детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Второй признает необходимость кардинальных перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, признавая приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность.
Необходимость исследования проблем социализации ребенка в детских общественных организациях возрастает в связи с приобретением ими большей автономности от школы и других социальных институтов, на основе добровольности участия детей и подростков в их работе. В то же время возможности детских организаций в должной мере не используются из-за неразработанности содержания, форм и методов деятельности, отвечающих требованиям современной общественной ситуации.
Возник ряд правовых, организационных, социально-педагогических, социально-психологических противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.
К первым относятся противоречия:
* между наличием значительного опыта социализации ребенка в детских общественных организациях и объединениях и отсутствием теоретического осмысления данной проблемы;
* между потребностью детей в объединении, обусловленной их возрастными особенностями, и отсутствием достаточных возможностей удовлетворения этой потребности в системе социальных отношений, социальных связей;
* между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детских общественных организаций и отсутствием современных научных основ их деятельности;
* между сложившимися за десятилетия методологией, понятийным аппаратом, тезаурусом, принципами, методами научной и практической работы и острейшей потребностью современного многообразного детского движения в практико-ориентированных научных разработках и научном аппарате и др.
К группе внутренних относятся противоречия: между приверженцами и продолжателями дела Всесоюзной пионерской организации и лидерами, идеологами, членами возникшего в последнее десятилетие множества детских общественных организаций (в оценке подходов, принципов, содержания деятельности, традиций и т.д.); между потребностями детей - членов организаций в познании смысла существования, самопознании и крайне ограниченными возможностями для этого детских общественных организаций; между целями деятельности детских общественных организаций и средствами их достижения; между острой, насущной потребностью в лидере, вожаке, кураторе, координаторе, организаторе детского движения и отсутствием системы "выращивания" таковых в собственных организациях.
Исходным в реализации проекта служит утверждение о том, что основополагающим для процесса социализации является стремление ребенка к общению и совместной деятельности со сверстниками, в процессе которых происходит их самореализация. При этом важно единство и взаимообусловленность личностного, индивидуального и коллективного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, О.С.Гребенюк, Н.Ф.Добрынин, А.А.Кирсанов,И.Д.Левитов, С.Л.Рубинштейн); положения отечественной педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентаций (В.В.Водзинская, И.С.Кон, Д.Н.Узнадзе, Р.Х.Шакуров и др.); о роли в развитии ребенка социально-направленного общения и активной деятельности (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Мудрик и др.), о стимулировании самовоспитания детей (П.Н.Осипов, Л.И.Рувинский).
В проекте использовался комплекс методов: констатирующие (анкетирование, интервьюирование, оценивание, рейтинг), созидательные (опытно-экспериментальная работа), диагностирующие (моделирование педагогических ситуаций), контролирующие (сравнительный анализ характеристик деятельности детских объединений и организаций).
В рамках проекта апробированы и внедрены в практику рекомендации по социальному воспитанию детей в детских организациях с различной целевой направленностью; определено содержание социально-педагогического обеспечения деятельности детских общественных организаций; разработаны программы деятельности различных детских организаций на рубеже веков, обеспечивающих эффективное социальное развитие детей; разработаны и внедрены в практику программы подготовки специалистов, работающих в детских организациях, и детей - лидеров организаций. Тенденции развития воспитательных систем учреждений образования, характерные для российской школы в последнее десятилетие потребовали существенного пересмотра сложившегося ранее механизма взаимодействия органов управления образованием и детских общественных организаций и объединений. Основными условиями взаимодействия двух социально ориентированных и педагогически целесообразных для ребенка систем являются: учет интересов и потребностей детей, предоставление каждому участнику детского объединения возможностей саморегуляции в широком спектре форм деятельности; продуманная деятельность органов самоуправления как в системе учреждений образования, так и в детских общественных объединениях, действующих на их базах; защита интересов и прав всех членов организации; доверие лидерам организации; преемственность деятельности общественных объединений в системе общего, специального и дополнительного образования; необходимость расширения базы детских, подростковых и молодежных организаций в системе образования. В связи с этим целесообразно при построении системы взаимодействия системы образования и детских общественных организаций и объединений учитывать:
на федеральном уровне: обоснованность и перспективность принятых решений системы образования для развития и становления различных детских общественных объединений и организаций; защитную функцию системы образования в отношении самодеятельности и инициативы учащихся всех типов и видов учреждений образования; кадровое обеспечение программ и проектов детских объединений и организаций с учетом сложившихся специфических форм детского движения в каждом микро и макрорегионе Российской Федерации;
на региональном уровне: создание условий для развития детских и молодежных объединений как на региональном уровне, так и на уровне образовательных учреждений региона; обеспечение преемственности в деятельности детских, молодежных, студенческих общественных объединений с целью защиты и реализации права ребенка на объединение со сверстниками и других положений Конвенции ООН по правам детей; расширение информационно-методического пространства с целью реализации совместных программ и проектов детских общественных объединений и организаций и подготовки кадров, владеющих специфическими средствами общественной деятельности; развитие материально-технической оснащенности деятельности детских объединений.
на уровне учреждения образования: развитие форм детской инициативы и самодеятельности; обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях; предоставление специальных помещений для внеурочных мероприятий самого детского объединения и для программной деятельности, включающих всех учащихся школы;оказание повседневной помощи ребенку в развитие его лидерского и творческого потенциала.
Взаимодействие органов управления образованием и детских объединений в системе образования может повлечь за собой:
- содействие общенациональному общественному движению патриотической направленности, которое имеет своей целью возрождение и расцвет России;
- содействие реализации социальной активности учащихся и студенческой молодежи и образованию их общественно-значимых организаций и объединений по интересам на всех уровнях от муниципального до федерального;
- содействие созданию на региональном и местном уровнях системы клубов работающей молодежи, в особенности занимающихся вопросами профессиональной подготовки, труда и занятости, предпринимательства для подростков и старших школьников.
- создание и регистрацию как юридических лиц органов общественной деятельности детей и молодежи при рассмотрении вопросов их государственной поддержки и взаимодействия как с органами по делам молодежи, так и органами управления образования.
Решая проблему социализации ребенка в детских общественных организациях, были сформированы задачи, требующие перспективного решения: преемственности и координации деятельности федеральных, региональных, межрегиональных, муниципальных, первичных организаций; содержания деятельности детских организаций в соответствии с постоянно меняющимися (разрастающимися) интересами и потребностями детей; дифференциации деятельности детских организаций города и села; отбора и подготовки кадров для работы с членами детских общественных организаций; разработки профессиограммы специалиста, работающего с детьми этой категории.
В ходе реализации проекта на странице СПО-ФДО в Интернете http://www.fdo.mol.ru были размещены результаты анкет, опросов, интервью. В журнале "Внешкольник" за 2001 опубликованы статьи и материалы по рассмотренной теме.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz