МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
Разработка учебно-методических пособий по воспитанию и обучению одаренных детей
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Создание условий для наиболее полной реализации способностей и интересов учащихся
Подраздел: Разработка новых образовательных технологий, направленных на реализацию интересов детей и индивидуальных особенностей развития
Руководитель: ЧИРКОВСКАЯ Е.Г., кандидат психологических наук, доцент, г.Москва
Аннотация:
Проблема обучения и воспитания одаренного ребенка в современном обществе является несомненно государственной задачей, так как обеспечивает развитие творческого и интеллектуального потенциала страны. Однако российское образование предполагает в основном лишь усвоение учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков, учебно-воспитательный процесс строится как правило без учета индивидуальности ребенка. В последние годы ведутся успешные поиски в области педагогических инноваций, разработки различных психолого-педагогических технологий, центрированных на развитии личности ребенка, при этом особое место занимает личностно-ориентированный подход в образовании детей. В связи с этим, разработка проблемы обучения и воспитания одаренного ребенка и создание комплексного учебно-методического пособия, направленного на поиск путей повышения эффективности работы с одаренными детьми в различных типах образовательных учреждениях является на сегодняшний день весьма актуальной.
Цель проекта заключается в разработке учебно-методического комплекса, включающего программный, диагностический, методический, дидактический и инструментальный компоненты обучения и воспитания одаренных детей, формы и методы организации инновационной педагогической деятельности, рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка в учебно-воспитательном процессе, для обеспечения поддержки и развития системы работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях различных типов и видов.
Основные задачи проекта:
1. Изучение и обобщение имеющегося научного и учебно-методического опыта в отечественной и зарубежной практике работы с одаренными детьми.
2. Описание современной ситуации развития одаренного ребенка, особенностей педагогического взаимодействия с данной категорией детей и психолого-педагогический анализ использования развивающих технологий в различных типах образовательных учреждений на примере ряда регионов Российской Федерации.
3. Определение социально-психологических проблем одаренных детей, составление их перечня и содержательной характеристики.
4. Описание форм и методов работы по обучению и воспитанию одаренных детей, по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка в личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения.
5. Изучение инновационного опыта образовательных учреждений по реализации различных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе и описание форм, методов и приемов работы с педагогическими коллективами по развитию их инновационного потенциала.
В ходе реализации проекта применяются следующие методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности и документации, обобщение независимых характеристик, а также обобщение и анализ материалов. Для подтверждения достоверности использованных в пособии эмпирических данных будут также использованы методы статистической обработки данных: корреляционный и факторный анализ с применением статистических пакетов "Excel", "Statistica for Windows 97".
Теоретическим постулатом при разработке темы выступает положение о том, что одаренность - это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности, и на ряд современных опытно-экспериментальных психолого-педагогических исследований, результаты которых позволяют выделить основные преимущества одаренного ребенка среди которых наиболее важными являются такие:
* они легче учатся и лучше усваивают материал;
* отличаются большим периодом концентрации внимания, широким словарным запасом, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению;
* сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине) и более склонны к соревновательности.
* отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих;
* обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость и др.,
Мы полагаем, что необходимо не только учитывать эти особенности при организации учебно-воспитательного процесса и образовательного пространства, но и использовать специальные методы, приемы и психолого-педагогические технологии, обеспечивающие наиболее эффективное личностное и познавательное развитие одаренных детей.
Все это порождает проблемы в плане социальной приспособленности; повышенной чувствительности к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем.
В контексте разрабатываемого проекта основной акцент ставится на психолого-педагогическом описании и анализе методов и приемов обучения, воспитания одаренных детей и их психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве, что с нашей точки зрения будет способствовать поддержке и развитию системы работы с одаренными детьми.
Вопросам исследования детской одаренности посвящено немало исследований в области педагогики и психологии как в отечественной, так и зарубежной науке. Однако до сих пор не прояснено научное понятие одаренности, ведутся поиски методов и приемов выявления ранней одаренности, опережающего развития общих и специальных способностей. Представленные в современном научном и, главное, практическом опыте работы находятся на высоком теоретическом уровне и не адресованы непосредственно практикам, не имеют методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих с одаренными детьми. Восполнение этого пробела - одна из задач настоящего проекта.
Перспективными направлениями научно-практических разработок выступают темы "Развитие одаренности в разных типах образовательных учреждений" и "Возможности сельской школы в развитии способностей и одаренности".

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz