МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Подпрограмма: Научное и научно-методическое обеспечение функционирования и развития системы образования.
Раздел: Создание нормативно-правовых, программно-методических, материально-технических условий детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения общего и профессионального образования.
Подраздел: Создание программно-методического обеспечения реабилитации детей с разными типами зависимости и с девиантным поведением.
Руководитель: Вострокнутов Н.В., доктор медицинских наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук
Аннотация:
Изучение школьной дезадаптации несовершеннолетних показывает, что она связана с нарастающим неблагополучием в сфере психического здоровья детей младшего школьного возраста и нарушениями их социализации в связи с действием макросоциальных и микросоциальных факторов. Под школьной дезадаптацией нами понимается несоответствие социального, психологического и психофизиологического статуса ребенка условиям и требованиям школьного обучения. В настоящее время подобные затруднения испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательных школ с тенденцией к дальнейшему росту их количества. Наиболее существенные негативные последствия этого явления выражаются в формировании различных форм социальной дезадаптации с нарушениями психического и личностного развития, стойкими поведенческими расстройствами.
Особенно острой эта проблема является для детей из групп "социального риска", к которым относятся дети-сироты, дети из многодетных и малообеспеченных семей. Именно в этих группах констатируется высокий уровень нарушений отклонений возрастного психического развития, а также нарушений поведения, вторично углубляющих школьную дезадаптацию. В настоящее время отсутствуют программы консультативно-диагностической и реабилитационной помощи, целью которых является компенсация и коррекция нарушений психического здоровья и отклонений в развитии у детей "социального риска" с учетом уровня их развития, наличием сопутствующих психических расстройств и тяжести ключевых проблем школьной дезадаптации. Решение этой проблемы несомненно имеет свою специфику при наличии у детей признаков сопутствующих нарушений психического развития, включая отклонения в интеллектуальном и личностном развитии. В настоящее время в образовательных учреждениях не ставится задача предупреждения и коррекции нарушений школьной дезадаптации детей с отклонениями возрастного психического развития и сопутствующими психическими расстройствами. В связи с тем, что они отягощают позитивное общее личностное формирования, игнорирование этого аспекта приводит к сохранению проблем ребенка, углублению школьной дезадаптации и нарастанию школьной не успешности.
Цель и задачи проекта.
Апробация комплексной системы консультативно-диагностического обеспечения специалистов, работающих в образовательных учреждениях, и внедрение в практику центров психолого-педагогической реабилитации и образовательных учреждений программ психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами развития и школьной дезадаптации..
Задачами и проекта являются:
1. Анализ социально-психологических условий семейной, школьной и микросоциальной ситуации, определяющих развитие школьной дезадаптации, у детей группы риска и детей с отклонениями в развитии и поведении.
2. Разработка системы психолого-медико-педагогических показателей школьной дезадаптации и организация социально-психологического мониторинга школьной дезадаптации в образовательных учреждениях муниципального и регионального уровней.
3. Разработка и апробация методических материалов по формам консультативно-диагностической и коррекционной работы с детьми группы риска школьной дезадаптации в дошкольном и младшем школьном периодах.
В ходе реализации проекта разработана и апробирована система социально-психологического мониторинга (СПМ). Базовым методом в СПМ является специально созданный для задач массового мониторинга скрининг-метод "Социометрия: мониторинг". В программных комплексах системы мониторинга взаимодействия участников учебно-образовательной практики представлены совокупностью параметров, среди которых наиболее важное место отводится показателю успешности процесса социализации учащихся по так называемой шкале "адаптация-дезадаптация". При этом феномен школьной дезадаптации (ШД) рассматривается как одно из состояний системы отношений "ученик - образовательная среда".
В условиях динамичного социально-педагогического мониторинга взаимодействия участников образовательной среды представлены через графические средства визуализации, встроенные в программное обеспечение. Это позволяет наблюдать на экране монитора модели деятельности всех без исключения субъектов учебно-образовательного процесса: как взрослых, так и детей. Модель каждого субъекта образовательного процесса задается совокупностью параметров, отражающих меру его включенности в реальные отношения. Разработанные для задач мониторинга программно-методические средства и математико-статистический аппарат позволяют моделировать и наблюдать с помощью когнитивной итерактивной компьютерной графики процессы социализации одновременно всех и каждого из участников учебно-образовательного процесса, моделировать весь континуум реальных индивидуальных проявлений школьной адаптации.
Социометрия как метод исследования является инструментом социально-психологического изучения малых групп. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом - структура и динамика межличностных отношений/взаимодействий в группе. В предлагаемом подходе к развитию социометрического метода принципиально новым является статистический анализ взаимооценок партнеров по диаде. Это позволило выйти на новый уровень графического представления и качественной интерпретации.
При разработке метода "Социометрия: мониторинг" нами введен специальный объект - "диада", который возникает при наличии встречных отношений двух субъектов, участвующих в учебной деятельности такой социальной организации как "класс". Для задач социально-психологического мониторинга рассматривается диада, образованная двумя учениками из одного класса, и берутся две ее характеристики - встречные оценки субъективных образов, сформировавшиеся на текущий момент у каждого из участников диады, по определенной числовой шкале - ряду целых чисел в интервале [-3,+3].
В методе "Социометрия -: мониторинг" используется система измерительных средств, организованных иерархично: социометрическая линейная шкала, социометрическая плоскость, социометрическое пространство, шкала социометрического времени.
Разработанная для целей мониторинга социометрическая шкала имеет следующий вид:
Социометрическая карточка.
+3 - этот человек для меня - близкий друг;
+2 - с этим человеком я часто общаюсь, но он не близкий друг, это хороший знакомый;
+1 - с этим человеком я почти не общаюсь, но он мне чем-то нравится;
О - этот человек вне поля моего зрения, он безразличен мне;
-1 - с этим человеком я общаюсь, но редко, он мне чем-то немного неприятен;
-2 - я стараюсь избегать частых контактов с этим человеком, мне достаточно трудно с ним общаться, неприятно;
-3 - этот человек мне крайне неприятен, я хотел бы быть с ним в разных классах (группах).
Данная шкала позволяет проводить измерение сразу двух различных, но связанных в одном объекте признаков, так как объединяет в себе две подшкалы: шкалу целых чисел (О,1,2,3) и шкалу знаков (+,-).
Для первого социометрического признака действует шкала целых чисел по абсолютной величине от О до 3; для второго признака - шкала знаков "+, -".
Первый признак - частота коммуникативного контакта - может принимать одно из четырех значений, которое соответствует эмоциональной и содержательной глубине вхождения в контакт:
О - нет контактов, нет эмоциональной включенности;
1 - низкий уровень частоты контактов, слабая эмоциональная включенность;
2 - средний уровень частоты контактов, средний уровень эмоциональной включенности;
3 - высокий уровень частоты контактов, сильная эмоциональная включенность;
Второй признак - направленность на контакт - может принимать два значения:
"+" - положительная направленность на контакт;
"-" - отрицательная направленность на контакт.
Последовательное сочетание каждого значения одной шкалы с каждым значением другой шкалы позволяет создать новую шкалу - ряд целых чисел в интервале [-3, +3]. Эта новая шкала позволяет измерять сразу две характеристики одного социально-психологического явления - направленности социального чувства индивида и его выраженности (интенсивности) в условных единицах. Например, выбор индивидом значения на шкале +3 означает наличие у него положительной направленности на контакт с партнером и высокой уровень эмоциональной включенности в него, а выбор значения -3 означает наличие отрицательной направленности на контакт, также с высоким уровнем эмоциональной включенности в него.
Каждый учащийся класса, используя значения шкалы, измеряет меру своей близости с партнерами по классу. Совокупность всех произведенных индивидом измерений демонстрирует границы его индивидуального социального пространства в данном социальном объеме ("классе").
В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована как при исследовании особенностей социальных структур классов в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях:
1) Параметр СП - показатель меры социального признания индивида данной группой в целом;
2) Параметр СА - показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе;
3) Параметр SА - показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференцированности в оценке индивидом группы;
4) Параметр SП - показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой.
Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие "живую ткань" феноменов школьной дезадаптации.
Использование метода "Социометрия: мониторинг" в работе школьного психолога позволяет усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и перейти на новый этап планирования работы. Получая путем анализа социометрической информации картину состояния социальной системы класса/школы, психолог может максимально эффективно использовать имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме создает необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога возникают реальные условия взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом среда, породившая феномены школьной дезадаптации. Метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом. Это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями.
Метод социомониторинга дополнен оценкой индивидуально-типологических и психических особенностей у детей с проблемами школьной дезадаптации Данная оценка проведена у 306 учеников начальной школы, из них 105 учащихся испытывали трудности адаптации к новой системе социальных отношений, а также в усвоении школьных знаний и умений. Психопатологическое изучение состояло в анализе психического состояния и уровня возрастного развития детей. Нейропсихологическое обследование проводилось с помощью модифицированного варианта нейропсихологической методики, предложенной Лурия А. Р. Социально-психологическая характеристика основывалась на оценке социальной ситуации развития ребенка.
У детей с проблемами школьной адаптации установлены следующие особенности психического состояния и возрастной несформированности высших психических функций:
- личностная незрелость, сопровождающаяся недостаточностью
критических способностей и позитивных форм активности;
- несформированность прогностических функций с трудностями в определении целей и приоритетов, в регулировании эмоциональных и поведенческих реакций;
- аффективные расстройства в виде моциональной лабильности, склонности к кратковременным аффективно-личностным реакциям астенического или дистимического типа;
- повышенная агрессивность, направленная против родных и близких, по отношению к сверстникам;
- общая мозаичность клинических проявлений, прослеживаемая с детского возраста.
На основании комплексного социально-психологического, клинико-психопатологического и нейропсихологического исследования выделены следующие группы детей с риском нарушений развития и поведения, приводящие к устойчивым формам школьной дезадаптации.:
Группа I (18%). Несформированная по возрасту эмоционально-волевая сфера. Состояние высших психических функций соответствует возрастной норме.
Группа II (26%). Несформированные по возрасту отдельные cистемы психических функций, сочетающиеся с нарушениями невротического круга.
Группа III (12%). Системные нарушения высших психических функций вследствие отдаленных последствий церебрально-органической недостаточности, сочетающиеся с психопатологическими расстройствами психоорганического круга.
Группа IV (14%). Сформированные по возрасту высшие психические функции, сочетающиеся с психосоциальными нарушениями в виде депривационных расстройств (задержанное или дисгармоничное развитие с невротическими, патохарактерологическими реакциями.
По каждой группе разработан комплекс психолого-педагогических мер, направленных на коррекцию социально-психологических и психологических отклонений, определяющих школьную дезадаптацию Создание и эффективное функционирование дифференцированной системы терапевтической реабилитации детей с проблемами в школьной адаптации должно включать объединение усилий специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
В данном исследовании реализован междисциплинарный комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации. Разработаны оригинальные методы социально-психологического и патопсихологического исследований, которые позволяют применить современные подходы к управлению. явлением школьной дезадаптации и внедирить новые способы психокоррекции. Результаты проекта могут быть использованы в системе образовательных учреждений, включая специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов для дертей и подростков с девиантным поведением. Они могут быть применены и в учреждениях социально-реабилитационного типа, оказывающих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с разнообразными проблемами школьной дезадаптации.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz