МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОБЛЕМ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Создание нормативно-правовых, программно-методических, материально-технических условий детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и лицам с ограниченными возможностями здоровья для получения общего и профессионального образования.
Подраздел: Создание программно-методического обеспечения реабилитации детей с разными типами зависимости и с девиантным поведением.
Руководитель: ДОЗОРЦЕВА Е.Г., доктор психологических наук, профессор, г. Москва
Аннотация:
Цель проекта: определение ключевых проблем психосексуального здоровья девочек-подростков с девиантным поведением и разработка на этой основе модели комплексной психолого-медико-педагогической коррекционной и реабилитационной программы, которая может быть реализована в условиях специального учбено-воспитательного учреждения закрытого типа.
Задачи проекта:
1. Анализ психосексуального и личностного развития девочек-подростков с девиантным поведением, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
2. Разработка системы медико-психологических показателей оценки проблем психосексуального и личностного развития девочек-подростков с девиантным поведением, нуждающихся в психологической и лечебно-восстановительной реабилитационной помощи.
3. Разработка и апробация дифференцированных реабилитационных программ для девочек-подростков с проблемами психосексуального развития в условиях специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.
4. Обоснование условий обеспечения "психотерапевтической и реабилитационной среды" для девочек-подростков с девиантным поведением в период их временного пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.
Изучение асоциального поведения несовершеннолетних показывает, что оно сопровождается нарастающим неблагополучием в сфере репродуктивного и психосексуального здоровья подростков. Особенно острой эта проблема является для группы риска, к которой относятся девочки-подростки с нарушениями поведения. Именно в этой группе констатируется высокий рост заболеваний половой сферы, незапланированных беременностей и абортов, а также высокий уровень сексуального поведения, связанного с насилием, проституцией, употреблением психоактивных веществ и криминальной активностью. Девочки-подростки с девиантным поведением в целях профилактики безнадзорности и правонарушений направляются в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Однако в настоящее время в этих учреждениях не ставится задача предупреждения и коррекции нарушений психосексуального развития детей и подростков с девиантным поведением, отсутствуют дифференцированные реабилитационные программы подобной направленности. В связи с тем, что психосексуальное развитие является одной из сторон общего личностного формирования, игнорирование этого аспекта развития приводит к сохранению личностных проблем и рецидивам асоциального поведения по возвращении подростков из специального учебно-воспитательного учреждения. Особенно проблематичной эта ситуация остается для девочек-подростов с девиантным поведением, которые в последующем испытывают серьезные трудности при создании гармоничных лично-интимных и семейных отношений, а также воспитании здоровых и правильно развивающихся детей.
Цель и задачи проекта осуществлялись при помощи комплексного медико-психологического исследования психосексуального и личностного развития 75 девочек в возрасте 12 - 18 лет, воспитанниц специального училища для подростков девиантным поведением, а также разработки способов реабилитации проблем в этих сферах.
Медицинская часть исследования ориентирована на выявление сведений о заболеваниях половой сферы, особенностях развития, начале половой жизни, случаях сексуального насилия. Для этого проведен анализ медицинской документации девочек. Кроме того, отмечались зарегистрированные случаи нарушений психического развития.
Психологический аспект работы касается общих проблем личностного развития девочек (степень сформированности смысловой сферы, способы совладания со стрессом, волевой регуляции); особенностей самосознания (отношение к себе); характеристик психосексуальной сферы (половая идентичность, психосексуальные ориентации); особенностей социальной среды формирования личности девочек (в том числе родительского отношения как фактора развития личности и половой идентичности).
Психологическое исследование включало в себя опросные методы (опросники, направленные на выявление базисных копинг-стратегий, локуса контроля, отношения родителей и др.), проективные и психосемантические методы (цветовой тест отношений в психосемантической модификации, тест "руки), методы выбора (методика половозрастной идентификации), метод исследования смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева. В соответствии с разработанной нами стандартной формой регистрации проводился анализ данных личных дел о характере девиантного поведения девочек и их семейных проблемах.
В качестве контрольной группы были обследованы 88 социально адаптированных девочек-школьниц того же возраста.
Результаты реализации проекта свидетельствуют о том, что проблемы психосексуального развития являются для подростков с девиантным поведением чрезвычайно актуальными. Опыт сексуальных связей имели 68% делинквентных девочек исследованной выборки, причем средний возраст начала половой жизни составил у них 13,7 года. Они существенно отличаются от среднестатистических данных по России для девочек-школьниц (соответственно 9,1% и 16,4 года). Около половины воспитанниц училища страдают гинекологическими заболеваниями, в том числе передаваемыми половым путем.
В личностной сфере в отличие от девочек нормативной группы для девочек с девиантным поведением характерны личностная незрелость, слабая структурированность мотивационно-смысловой сферы и как следствие - несамостоятельность, недостаточная упорядоченность поведения. Отмечается их склонность к непродуктивным способам совладания со стрессом и неконструктивным, в том числе агрессивным, формам общения. Аномальные особенности самосознания проявляются в несформированности интегрированной идентичности, недостаточной реалистичности представлений о себе, непонимании себя, низких показателях самоотношения, ожидании негативного отношения со стороны окружающих. Как показали наши данные, Я-концепция таких девочек формируется как отражение отношения к ним матерей, в котором преобладают такие характеристики, как враждебность, директивность, непоследовательность.
Формирование половозрастной идентичности и психосексуальных ориентаций у делинквентных девочек также отличается рядом аномальных особенностей. Для них не свойственна характерная для социально адаптированных девочек эмоциональная идентификация с матерью, что затрудняет адекватное усвоение полоролевых стереотипов поведения. Вместо этого часто наблюдается инфантильная идентификация с младшими по возрасту персонажами в проективных тестах. Семья имеет для делинквентных девочек преимущественно потребностное значение как структура, удовлетворяющая их нужду в защите и безопасности. В то же время многие из них не планируют вступать в брак и иметь детей, отрицательно относятся к сексуальным отношениям, что по-видимому, отражает их прошлый негативный опыт.
Индивидуальные формы работы, в том числе конфиденциальные беседы с девочками, позволили выявить высокий уровень их травматизации в результате сексуального насилия и злоупотребления. Если по данным медицинской документации жертвами изнасилований были лишь 3% девочек, то по результатам собеседований - около 40% имевших половые контакты.
Выявленные проблемы психосексуального и личностного развития девочек с девиантным поведением требуют разработки практических реабилитационных программ, направленных на их разрешение. Эти программы должны быть комплексными и включать в себя лечение имеющихся заболеваний половой сферы; информирование об особенностях физиологии женского организма, методах планирования семьи и контрацепции; обсуждение вопросов здорового образа жизни в этой сфере и осознанного, ответственного поведения с определением ценностей и приоритетов; развитие личностного потенциала девочек с формированием адекватного позитивного представления о себе и других людях, конструктивных способов общения; психокоррекцию имеющихся психологических травм, связанных с сексуальным насилием.
Перечисленные направления были реализованы в рамках нашего проекта в следующих формах работы:
- беседа с большой группой девочек (35-40 человек) врача-гинеколога о физиологии и функциональных особенностях женского организма, беременности, родах, необходимости предупреждения заболеваний половой сферы;
- совместные занятия в небольших группах (10-12 человек) девочек врача-гинеколога и психолога, посвященные обсуждению проблем отношений между полами, созданию семьи, рождению и воспитанию детей;
- групповые (10-12 человек) занятия психологов, направленные на коррекцию представлений о себе, способов межличностного общения и отношений;
- индивидуальные консультации гинеколога по имеющимся у девочек проблемам половой сферы;
- индивидуальная психокоррекционная работа, прежде всего с последствиями травм сексуального насилия.
Разумеется, масштаб описанных проблем психосексуального и личностного развития девочек с девиантным поведением не позволяет рассчитывать на немедленный эффект выполненной работы. Однако, по оценкам самих девочек и их воспитателей, она имела несомненную пользу. Девочки получили квалифицированные рекомендации по лечению заболеваний, стали активнее, проявили интерес к рефлексивным рассуждениям. Особенно наглядной была эффективность психокоррекционной работы с последствиями сексуальной травмы, в результате которой у девочек снижалось внутреннее напряжение, они были способны отделить свое "Я" от негативного опыта, внутренне переработать пережитое.
Проведенные исследования и разработки создают основу для дальнейшего развития предложенного подхода к проблеме психосексуального здоровья девочек-подростков с девиантным поведением. Оно может заключаться в более детальной проработке различных аспектов каждого из описанных видов медико-психолого-педагогической реабилитации и внедрении целостной комплексной программы в других учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Для этого, в частности, необходимо дополнительное изучение некоторых сфер, значимость которых выявилась в ходе настоящего исследования. Так, ретроспективный анализ сексологами динамики психосексуального развития на трех его этапах (полового самосознания, полоролевого поведения, психосексуальных ориентаций) позволит более точно выявить и классифицировать типичные для девочек проблемы и способы работы с ними. Перспективным для развития позитивного самосознания девочек представляется изучение характера восприятия ими своего телесного "Я" и разработка соответствующих психокоррекционных программ.
Полученный опыт может быть использован при создании аналогичных программ для девочек-подростков с девиантным поведением в других типах социально-реабилитационных учреждений (открытого типа, при смешанном содержании мальчиков и девочек). Материалы исследований и разработок следует использовать для создания особой программы подготовки специалистов, работающих с девочками-подростками с девиантным поведением: педагогов, врачей, психологов, социальных работников.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz