МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ. РАЗРАБОТКА ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Научно-методическое обеспечение развития воспитания в системе образования.
Подраздел: Разработка моделей и систем воспитания на всех уровнях образования.
Руководители: КАГЕРМАНЬЯН В.С., кандидат технических наук, доцент, г.Москва; КОХАНОВИЧ Л.И., кандидат экономических наук, доцент, г.Москва.
Аннотация:
Цель проекта: раскрытие сущности, направлений и технологий реализации и развития современной системы воспитания студентов как составной части образования. Разработка Программы воспитания социально активной личности студентов.
Задачи проекта: изучение состояния воспитания в системе высшего образования; характеристика обобщенного портрета студента; проектирование основных концептуальных положений для организации и реализации системы воспитания студентов вузов; исследование использования в практике вузов новых направлений воспитательной деятельности, направленных на формирование в вузах оптимальной социально-педагогической среды; проектирование Программы воспитания социально-активной личности студентов.
Актуальность настоящего проекта обусловлена отсутствием глубокого комплексного анализа современной системы воспитания студентов вузов по основным направлениям, рекомендаций по технологии её реализации и перспективами развития. Отсутствует адекватная современным условиям практико-ориентированная Программа воспитания социально-активной личности студента. В данном проекте осуществлена разработка указанных актуальных проблем совершенствования воспитания студентов. В основу разработки концептуальных основ воспитательной деятельности и Программы воспитания положены новейшие достижения и передовой опыт в данной области.
Разработка проекта осуществляется с привлечением методов теоретико-методологического анализа, психолого-педагогических, социологических и трансцендентальных методов исследования, а также методов моделирования педагогических систем. В основу разработки концепции и программы положены анализ нормативной базы, реального состояния воспитательной работы в вузах, теоретических и методических подходов к воспитанию студентов и результаты социологических исследований выборок студентов.
Разработана методическая программа исследования по проекту, в которой определены основные направления и разделы его выполнения:
- анализ состояния проблемы, содержания и особенностей развития современной системы воспитания студентов высших учебных заведений; проектирование основных концептуальных положений для организации и реализации системы воспитания студентов вузов;
- исследование использования в практике вузов новых направлений воспитательной деятельности;
- исследование технологий целенаправленного развития и воспитания социально-активной личности;
- изучение системы управления воспитательной деятельностью.
Исследование состояния воспитательной деятельности студентов вузов показало, что изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, и студенческую в частности. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Это значительно усложняет процесс адаптации молодого поколения в современных условиях, поиск социально приемлемых и оптимальных форм самореализации личности.
В последние годы проблемам воспитания студенческой молодежи посвящен ряд психолого-педагогических, социологических и социально-философских исследований. Результатом этих исследований стала разработка различных концептуальных подходов к вопросам воспитания и конкретным воспитательным системам различных учебных заведений. Анализ опубликованных концепций, законодательных и нормативных актов показал, что для решения проблемы воспитания в образовательной сфере уже сложились определенные теоретико-методологические и научно-методические предпосылки, но при этом следует указать не только на необходимость критической оценки ряда научных материалов, но и на отсутствие исследований, в которых комплексно и всесторонне анализировались бы проблемы молодежи в целостной системе государственной молодежной политики.
Состояние нынешней системы воспитания можно оценить как крайне сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей и поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также и с тем, что само общество переживает глубочайший всесторонний кризис. Воспитание студенческой молодежи в вузах России сегодня осложняется существующей ныне противоречивостью ситуации. Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России. В то же время неблагоприятная среда обитания в обществе и социокультурная среда формируют кризисное сознание у студентов. Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность, на ошибки, допускаемые в руководстве государством. Значительная масса российских студентов выражает неудовлетворенность образовательной политикой, условиями жизни, проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, материально-технической базой вузов.
В студенческой среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости, преступности. Сохраняется разрыв единства системы обучения и воспитания. Тревожной тенденцией является резкое снижение воспитательного потенциала высшей школы. Это вызвано неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста. Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от ценностей мировой и отечественной культуры, духовное и культурное обеднение. Система воспитания студенческой молодежи пришла в упадок во всех своих структурах и направлениях, утратила наступательный характер, стала малоэффективной для решения сложных задач формирования социально-активной личности.
Важной составной частью исследования состояния воспитательной деятельности явилось социологическое исследование выборок студентов вузов, которое позволило повысить достоверность оценок состояния воспитания студентов вузов, а главное надежность результатов концептуального обобщения этой проблемы и проектирования Программы воспитания студентов, выбора направлений и технологий воспитательной деятельности вузов.
Центральное место в системе воспитания должны занять мероприятия социально-культурной направленности и формирующие духовно-правовые и нравственные качества личности, но при безусловном сохранении целостности процесса воспитания. Важная роль в содержании воспитания должна быть отведена гуманитарному образованию, тесно связанному, прежде всего, с историей, традициями и культурой своих народов.
Современная философия образования и воспитания, формулируя цели и задачи воспитания, обосновывает всё возрастающую роль национальных и общечеловеческих ценностных приоритетов, важнейшее место среди которых занимает формирование Гражданина, Личности, Патриота. Поэтому содержание мероприятий воспитательной деятельности должны обеспечить формирование системы гуманистических ценностей личности.
В связи с этим в поэтапной учебно-воспитательной практике необходимо акцентировать внимание студентов на определенных социальных, профессиональных, национальных и этнических ценностях, составляющих основу формирования ценностного сознания личности и понимания ею своей социальной ответственности.
Решение общенациональных задач России, вывод её из кризиса и возрождение во многом зависит от процесса социализации студенческой молодежи, сущность которой заключается в индивидуальной и общественной обусловленности развития личности, формирования её сознания и поведения в разных системах общества.
При определении основных направлений и мероприятий социализации студентов высших учебных заведений безусловное значение приобретает и должна быть реализована в Программе проблема сплочения студенческого коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания. Мероприятия по формированию сплоченного студенческого коллектива должны быть направлены на активизацию процесса социализации личности через углубление мотивации к учебной и общественно-полезной деятельности, обеспечивать развитие самоуправленческих начал в учебном заведении, создавать основу становления межличностных отношений, характеризующихся организованностью, ответственностью, расширением сферы духовных интересов и устремлений. При определении содержания и состава воспитательных мероприятий принципиальное значение имеет учёт и психолого-педагогически правильная реализация взаимоотношения субъекта и объекта воспитания.
В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. Развитие субъект-субъектных отношений содействует большей целенаправленности и актуализации воспитательного потенциала высших учебных заведений.
Воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении воспитательной системы. Сущность воспитательной системы определяется философским пониманием смысла социальной системы вообще, представляющей собой соединение системообразующих элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство, основными элементами которых являются люди, их нормы, связи. Целью современной системы воспитания является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Личностная составляющая в структуре цели воспитания предполагает самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
Необходимо исходить из многообразия и вариативности содержания воспитательных систем высших учебных заведений, определяемых типом профессиональных задач, сложившейся молодежной субкультуры, своей результативностью. Вместе с тем воспитательные системы не могут быть статичными, они развиваются вместе с обществом, с появлением новых общественно-исторических условий, изменений "социального заказа" государства, направленного на развитие и изменения системы образования и воспитания в России.
Следует учитывать важнейшую современную особенность воспитания - объективный процесс смещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс отражает влияние на воспитание демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развития рыночных отношений, овладение молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования.
При проектировании структуры и определении содержания Программы необходимо выполнять следующие требования: учитывать результаты объективной оценки состояния воспитания студентов в системе высшей школы; соблюдать и использовать положения законодательных и нормативных документов по вопросам воспитания; использовать теоретико-методологические основы воспитательной и учебно-воспитательной деятельности универсального (общечеловеческого) характера и учитывающие специфику современного российского общества; ориентация на безусловное и рациональное достижение интегральной и специфических для различных профессиональных категорий студентов и различных этапов периода реализации Программы целей воспитания и вытекающих из них важнейших задач; реализация всех основных актуальных направлений воспитательной деятельности; ориентировать содержание Программы на прямое и непосредственное использование в вузах субъектами воспитательной деятельности, отдельно предусмотрев разделы, реализация которых находится в компетенции федеральных и региональных органов управления образованием.
Отбор и проектирование мероприятий, а также технологий, методик, рекомендаций для включения в программу будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
* системное вовлечение в воспитательную деятельность всего потенциального арсенала имеющихся ресурсов (вузовских, местных, региональных, федеральных);
* обеспечение органической взаимосвязи и сбалансированного сочетания учебно-воспитательной и внеучебной воспитательной деятельности;
* построение воспитательной деятельности в опоре на получение студентом профессии, специальности, на основное содержание и технологии учебно-научного процесса, обеспечивающие наилучшие психолого-педагогические условия для восприятия воспитательных воздействий и самовоспитания.
Программа воспитания является документом, адресованным вузам для прямого и непосредственного использования в практике воспитательной работы. Поэтому включённые в неё мероприятия должны отвечать ряду методических требований: дифференцированность по возрастным группам и курсам обучения студентов; оснащённость методиками, описаниями технологий, программами, рекомендациями, инструкциями для проведения или выполнения новых и наиболее сложных мероприятий и видов работ; отражение специфики образования, подготовки специалистов по направлениям, специальностям и видам вузов; личностная ориентированность и направленность на социальную и психолого-педагогическую поддержку студентов.
В содержание Программы должны быть включены:
* Паспорт Программы. В нём следует привести данные о её статусе, предназначении, цели, сроке реализации, исполнителях, организации выполнения и контроля;
* Введение. В нём должны быть представлены данные об основаниях, принципах и методах разработки и построения Программы, её составе и особенностях практического использования;
* Основные концептуальные положения развития системы воспитания студентов в кратком изложении, необходимые и достаточные для понимания и практической реализации Программы;
* Перечень мероприятий воспитательной деятельности, спроектированных, отобранных, систематизированных и сгруппированных в соответствии с представлениями о целостном характере личности студента, объективной и органической взаимосвязи всех направлений воспитания, комплексном механизме воздействия воспитательных мероприятий, их приоритете и значимости.
* Основные результаты, которые могут быть достигнуты в ходе эффективной реализации Программы;
* Описание методики и процедур проведения мониторинга и оценки эффективности реализации Программы и эффективности воспитательной деятельности в вузе;
* Приложение. В его состав необходимо включить комплект описания технологий, методик, программ, рекомендаций, примеров и образцов для оказания помощи вузам в выполнении наиболее сложных и новых мероприятий, видов работ, а также проекты необходимых вузам универсальных нормативных документов по воспитательной деятельности и воспитательным структурам.
При условии выполнения указанных требований Программа должна представлять собой потенциально дееспособную универсальную реальную модель примерной системы воспитания студентов и воспитательной деятельности в вузе.
Используемый в работе подход предполагает создание целостной системы (концепции и программы), опирающейся на последние научные и практические достижения в области воспитания студенческой молодежи, а также положения действующих законодательных и нормативных актов в области образования и воспитания, что является объективной предпосылкой создания конкурентноспособной модели системы воспитания. Программа воспитания может стать методической основой совершенствования воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. Предполагается адаптация Программы к конкретным условиям вуза.
Перспективным направлением дальнейшей разработки данной проблемы в 2003-2004 годах должны стать разработка методик и процедур оценки эффективности мероприятий и технологий воспитательной деятельности, включенных в Программу, корректировка действующих и создание инновационных моделей воспитательных систем на этой основе, а также с учетом динамики социально-экономических условий в стране и программой модернизации и развития высшего профессионального образования в России.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz