МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕРВОКУРСНИКА
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Научно-методическое развитие воспитания в системе образования
Подраздел: Разработка моделей и систем воспитания всех уровней образования
Руководитель: С.С. НАБОЙЧЕНКО, доктор наук, профессор, г.
Аннотация:
В ходе реализации проекта творческим коллективом УГТУ-УПИ были разработаны социологические анкеты для студентов первого курса, администрации и руководителей социально-психологических служб вузов, а также социологические анкеты и тестовые батареи для первокурсников, с помощью которых планируется получить информацию относительно рейтинга ценностных ориентаций студентов - первокурсников и степени удовлетворения актуальных потребностей. Анкеты распространялись через ректоров, проректоров, председателей студенческих профкомов и других представителей вузов. В качестве объектов исследования были взяты следующие вузы: Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; Красноярский государственный университет; Пятигорский государственный лингвистический университет; Челябинский государственный педагогический университет;
Филиал Московского гуманитарно-экономического университета (г. Киров); Карельский государственный педагогический институт; Карельский государственный университет; Московский государственный горный институт; Коломенский государственный педагогический институт; Филиал Армавирского государственного педагогического института (г. Славянск на Кубани); Омский государственный университет; Пермский государственный технический университет; Пермский государственный педагогический университет; Поволжская академия государственной службы (г. Саратов); Южно-Уральский государственный университет; Московский государственный технологический университет (Станкин); Уральский государственный университет; Уральский государственный технический университет. Общее количество анкет составило 4 500 штук.
По данным кратких описаний работы вузов со студентами первого курса и анкет для администрации выявлены наиболее эффективные направления работы, методики организации досуговых, спортивных мероприятий.
В рамках разработки программы по первичной профилактики наркомании и духовному воспитанию молодежи "Школа - вуз" обобщен опыт вузов по работе в данном направлении, проведены тематические встречи со специалистами, администрацией вузов, общественными молодежными и родительскими организациями. Разработка и реализация программы "Школа - вуз" осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
o научное, методическое, организационное, информационное обеспечение программы в подшефных школах вузов среди учащихся 5-11 классов, учителей, родителей;
o научное, методическое, организационное, информационное обеспечение программы адаптации первокурсников в вузе и духовное противодействие распространению наркомании и других форм зависимого поведения в вузе;
Разработаны психологические персонал-карты для учащихся школ и студентов вузов, разработано научное обоснование профилактики наркомании (других видов девиантного поведения) и духовного воспитания детей и молодежи. В стадии подготовки методические программы для школ и вузов по сквозному курсу "Я и мир моей любви".
Проанализирован опыт работы подобных структур Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Московского государственного технологического университета, Московского государственного института стали и сплавов, Пермской государственной сельскохозяйственной академии, Пермского государственного технического университета, Псковского государственного педагогического института, Современного гуманитарного университета (г. Москва), Тверского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета и Уральского государственного технического университета - УПИ.
Анализ опыта построения концепции и системы воспитательной работы показывает, что в них не предусмотрена функция внутренней подготовки и повышения квалификации специалистов по воспитательной работе, которая может быть решена социально-психологическими службами с использованием активных методов обеспечения и разработкой соответствующего методического обеспечения. Предварительно сформулированы основные направления работы социально-психологических служб как элемента системы воспитательной работы:
o оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса;
o разработка и участие (включая мониторинг эффективности) в реализации активных для вуза программ адаптации студентов к современному рынку труда, профилактика аддиктивного поведения и т.д.;
o разработка и реализация программ подготовки и повышения квалификации специалистов по воспитательной работе (программы повышения социально-психологической компетенции кураторов, воспитателей в общежитиях и т.д.);
o методическое обеспечение системы воспитательной работы.
Проведенная работа показывает целесообразность ее дальнейшего продолжения и намечает перспективные пути разработки темы.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz