МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Программа: Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования
Раздел: Научно-методическое обеспечение развития воспитания в системе образования.
Подраздел: Разработка социальных стандартов и нормативов потребностей детей в социокультурном пространстве.
Руководитель: ДЕМАКОВА И.Д. - доктор педагогических наук, профессор, г.Москва
Аннотация:
Цель: изучение социокультурного пространства детства и потребностей современных детей и подростков. Основные задачи: исследование категории "социокультурное пространство детства" и моделирование его структуры; выявление факторов социокультурного пространства, влияющих на процесс формирования потребностей детей и подростков, их структуру и иерархию; теоретическое осмысление феномена "потребности детей и подростков в социокультурном пространстве детства"; разработка методик изучения потребностей детей и подростков, определение источников информации о потребностях детей; анализ реальных условий удовлетворения позитивных потребностей детей и подростков в семье, образовательных учреждениях, социальной сфере; проведение мониторинга потребностей современных детей и подростков и анализ его результатов.
Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения противоречия между декларируемой в обществе идеей гуманизации пространства детства и реальной практикой воспитания, в котором педагогами все еще слабо учитываются актуальные потребности детей и подростков.
Основной путь изучения потребностей детей и подростков - сочетание теоретических методов с организацией экспериментальной работы, проводимой авторами. В исследовании использовались как стандартные методы педагогических исследований (наблюдение, изучение творческих работ школьников, проведение мини-сочинений, метод незаконченных предложений, беседы с учащимися разного возраста, изучение мнений педагогов и родителей о потребностях детей и подростков); социологических исследований (опрос, интервью, анализ статистики), так и специально разработанные приемы (изучение содержания молодежных Интернет-сайтов, исследование молодежной периодики, анализ художественных вкусов и эстетических предпочтений и молодежной моды). Полнота картины дополнялась изучением требований современного общества, предъявляемых молодежи.
В ходе реализации проекта исследован феномен пространство детства. Пространство детства рассматривается как категория, отражающая особенности условий, которые окружают ребенка: время, государственное и общественное устройство, ментальность и культура; как среда, в значительной степени определяющая процесс взросления ребенка, его "вызревания", подготовки к воспроизводству будущего общества; как место, где протекает процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социальных норм, рефлексии на все отношения, определении в нем себя. Особое внимание уделено рассмотрению пространства детства как месту, где происходит развитие чувств детей и подростков.
Осмыслен феномен потребности детей и подростков в социокультурном пространстве детства. Потребность рассматривается как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человеческой личности, внутренний побудитель ее активности, волевой установки.
Проведен мониторинг потребностей детей и подростков с целью выявления типичных проявлений их субъективных ожиданий от процесса саморазвития, самоощущения в образовательном процессе и представлений о возможности реализации потребностей детей в социокультурном пространстве России. Результаты мониторинга позволили выстроить структуру потребностей современных детей и подростков и их иерархию. При определенных различиях в потребностях детей разного возраста, разных социальных групп и различного жизненного пространства (город, село, условия миграционных процессов) удалось вычленить ряд типичных потребностей: все дети испытывают потребность в принятии, признании, одобрении и поддержке. Обнаружено, что эта "генеральная потребность" проявляется по-разному в различные возрастные периоды: если дошкольники и младшие школьники особенно нуждаются в одобрении и поддержке со стороны взрослых, сначала родителей и ближайших родственников, а затем воспитателей и учителей, то по мере взросления, преобладающее влияние семьи и учителей ослабевает, усиливается влияние группы сверстников как источника референтных норм поведения. На этом возрастном этапе особенно характерной становится потребность ребенка в принятии его референтной группой, в самореализации среди сверстников, в осознании себя значимым для других. Не случайно подростков называют "общественниками" - потребность в расширении сферы общения, в самопознании и самопринятии себя через отношение окружающих, в поиске сферы деятельности, позволяющей реализовать свои интересы и возможности и получить признание - вот побудительные мотивы, которыми они руководствуются. Для старших школьников характерно проявление потребности в самоопределении, как социальном, так и профессиональном; в поиске смысла жизни и своего места в ней; в рефлексии своих действий - анализе взаимоотношений с окружающими; в критическом осмысления происходящего в стране, семье, и в собственном существовании. Они ощущают себя на пороге "взрослой жизни". Однако для определенной части старшеклассников характерны иждивенческие настроения, умозрительное представление о своей будущей самостоятельной жизни, неопределенность в жизненных планах. Установлено, что в иерархии жизненных проблем, волнующих старшеклассников, на первом месте проблемы самоопределения, достижения материального благополучия, сохранения здоровья. Духовное развитие, расширение кругозора, общественное одобрение - на втором. Статусные проблемы, защита своих прав - на третьем.
Умозрительный характер представлений о будущей самостоятельной деятельности проявился при ранжировании ожиданий от предполагаемой трудовой деятельности: первое место заняла потребность в материальном благополучии, спокойной, обеспеченной жизни (до 100 %). Большинство (до 95 %) выразили потребность постоянного совершенствования, реализации своих способностей, мечту о профессиональной карьере. Замечено, однако, что этим ожиданиям противоречит их отношение к творчеству, возможности принятия самостоятельных решений и руководству людьми.
Отвечая на вопрос о потребностях в развитии своих деловых качеств, школьники обратили внимание на функциональную грамотность, волевые, креативные и коммуникативные качества. В меньшей мере были упомянуты такие нравственно-волевые качества, как трудолюбие, аккуратность, пунктуальность, честность. Настораживает, что никто не отметил значимости ответственности как делового качества. Очевидно, формирующиеся в стране рыночные отношения усилили внимание к экономически значимым качествам личности: старшеклассники считают нужным развить деловитость, умение принимать решения, предприимчивость, конкурентоспособность, отмечают важность знания экономических законов.
Проведенное исследование показало, что проблема изучения потребностей детей и подростков в социокультурном пространстве весьма актуальна в связи с существованием в современной России факторов, негативно влияющих на процесс развития личности ребенка: политическая и экономическая нестабильность жизни государства; несоблюдение прав ребенка; равнодушие и жесткость взрослого мира по отношению к детям; безответственность государства за уровень реальной жизни детей и состояние их здоровья; пропаганда в СМИ культа силы, наживы любой ценой и т.д.
В качестве перспективного направления мы рассматриваем тему "Исследование содержание педагогической деятельности, обеспечивающей удовлетворение потребности детей и подростков в самореализации и социализации", рассчитанную на 2 года.

Вернуться

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz