|
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Е.Ю.Барабаш, старший преподаватель кафедры психологии СКИПКРО
Личностный компонент организации образовательного процесса, определяемый как личностно-ориентированный подход, предполагает, что ребёнок, его мотивы, цели, интересы, уровень знаний и умений являются базовыми при определении системы учебно-воспитательных взаимоотношений.
Исходя из этого, преподаватель любой ступени образования, в том числе и воспитатель детского образовательного учреждения, определяет формирует, направляет, корректирует весь процесс формирующей работы в целях общего развития личности ребёнка. Личностно-ориентированный подход означает переориентацию общего процесса развития на решение самими детьми конкретных развивающих задач.
Педагогическая деятельность воспитателя осуществляется в разных формах, среди которых особое место занимает занятие - основная организационная единица процесса развития детей в дошкольный период. Анализ занятия является одним из важных способов осознания этой деятельности воспитателем. Это способствует росту педагогического мастерства, развитию самопознания, формированию проективных умений, развитию рефлексии, познавательного интереса, аналитических умений, определяет необходимость самостоятельного изучения психологических проблем образования детей дошкольного возраста и, в конечном итоге, развивает профессионально-значимые особенности личности: профессиональную компетентность, коммуникативность, перцептивность и т.д.
Считая анализ занятия одним из средств формирования и развития индивидуально-психологических качеств личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, необходимых для успешной профессиональной деятельности и повышения профессионально-педагогического мастерства, мы в ходе своей исследовательской работы апробировали модификационную схему психологического анализа занятия. Предлагаемые автором компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы, поскольку занятие представляет собой целостную систему. Они выделяются (анализируются) через многие признаки каждого объекта и соотносятся (синтезируются) между собой. Таким образом, психологический анализ занятия можно представить в форме "анализа через синтез", при условии, когда педагог сам раскрывает систему психологических связей в занятии и начинает открывать для себя новые, неизвестные признаки. Когда объектом рефлексии выступают результаты педагогической деятельности, то мы имеем в виду осознание педагогом сильных и слабых сторон собственной деятельности.
Количественный анализ по результатам проведённых занятий воспитателей позволил выделить существующие трудности на данном этапе и разработать программу коррекционно-развивающей деятельности психолога по росту педагогического мастерства воспитателей данного дошкольного образовательного учреждения, которая предполагает раскрытие психологических связей на занятии, устанавливает причинно-следственные отношения, является инструментом и средством развития педагогических способностей, умений, психологических качеств и особенностей личности педагога дошкольной ступени образования в свете реализации личностно-ориентированного подхода.
|
|