МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
В.С.Журавченко, директор "Школы будущего" лицея "Столичный"
В последнее десятилетие в Российском образовании произошел ряд изменений. Одно из них открытие негосударственных образовательных учреждений.
Отличительной чертой негосударственных школ от школ государственного подчинения является небольшая наполняемость классов 10-12 человек, оптимальная для более качественного обучения и воспитания детей, особенно в начальной школе. Опыт работы показывает, что при таком комплектовании классов учителям и воспитателям успешнее удается решать проблему развития индивидуальности внутри коллектива школьников.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один хорошо читает, другой умеет мастерить, третий особенно наблюдателен и может интересно рассказать о том, что видел, четвертый быстр и ловок. Но наряду с сильными качествами у каждого ребенка есть и слабые стороны.
Небольшая наполняемость классов позволяет учителям, воспитателям, психологу провести диагностику личностных качеств каждого ребенка и работать над развитием индивидуальности внутри коллектива в течение всего периода обучения. Задача педагогов помочь ребенку преодолеть свои недостатки. Хвастунишке - показать, что есть дети, которые лучше умеют что-то делать, ребенку, который любит командовать - поручить дело, в котором он должен считаться с другими детьми.
Успехи детей необходимо оценивать не в сравнении с успехами других учащихся. а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда и ребенку лучше видно, что он не стоит на месте, а развивается.
Для тех детей, у которых есть повышенный интерес к какому-либо предмету, необходимо поддерживать и развивать этот интерес. Например, есть дети, которые очень любят читать и много читают, с ними необходимо беседовать о прочитанной книге, о том, что ему понравилось в ней, о героях, с которыми он познакомился. Очень важно, чтобы в этих беседах принимали участия дети, которые мало читают, это позволит развить у них хорошее любопытство, интерес к чтению.
Есть дети, которые любят животных и могут часами рассказывать о них. Педагогам необходимо поддерживать этот интерес, предлагая ребенку прочитать книги о животных, рассматривать иллюстрации, посещать живой уголок, а главное сделать так, чтобы и другие дети в классе заметили этот интерес одноклассника.
Каждый ребенок в классе - это отдельная личность, со своими личными интересами, а интересы порой очень разнообразны, в связи с этим педагог становится мостиком соединяющим данного ребенка с коллективом. Главное, чтобы развитие ребенка происходило без психологических травм. Такие травмы могут быть вызваны испугом, переживанием обиды, несправедливости, боязнью неудачи в учебных занятиях или насмешками и недоброжелательностью сверстников, а тек же внутренних конфликтов ребенка (расхождение между сформировавшимся уровнем притязаний в различных областях и реальным положением дел). Есть дети, которые не уверены в себе, переживающие неудачи, таких детей необходимо подбадривать, внушать им веру в свои силы - так, чтобы самооценка повысилась.
Есть дети с большой самоуверенностью в себе, с чувством превосходства над одноклассниками. У таких детей необходимо, в мягкой форме, отмечать изъяны при выполнении той или иной работы, чтобы снять любование собой.
Младший школьный возраст - это время, когда контакты взрослых с детьми, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот, волнений, переживаний, не оставлять без внимания его успехи. О своих победах и неудачах ребенок сам готов рассказать взрослому (если его слушают). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития маленького школьника, залог возникновения, роста и укрепления необходимых качеств и свойств личности. Есть дети замкнутые, без ярко выраженных интересов. Задача педагогов не оставлять таких детей без внимания, чаще общаться с ними, выслушивать их до конца, радоваться их успехам и результат не замедлит сказаться. У ребенка поднимается настроение, вы увидите радость на его лице.
Дети любят разные игры, одни - подвижные, другие - спокойные, и при подборе игр необходимо учитывать интересы всех детей. В играх можно заметить те "дефекты" во взаимоотношениях детей, которые явно не проявляются и скрыты до поры от глаз взрослых. Например, одна ученица Кристина полностью подчинялась в играх Тане, все "главные" роли в играх выполняла Таня, но воспитатель стал чаще давать Кристине ведущие роли, подолгу объясняя ей, что она должна иметь свое мнение играть или не играть в данную игру, привлекала ее к играм с другими детьми. Кристина стала более самостоятельной девочкой, может отстаивать свое мнение.
Важное место в развитии индивидуальности имеет подготовка домашнего задания. В негосударственных школах дети находятся целый день и выполняют домашнее задание в школе во второй половине дня. При выполнении домашнего задания необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Одним легче начать выполнять домашнее задание с математики, другим с русского языка, это зависит от того, кто быстрее, а кто медленнее включается в работу. Некоторым детям после выполнения письменного задания можно посоветовать почитать, чтобы немного отдохнуть, особенно тем, кто вначале выполняет задание по математике. Есть очень неусидчивые дети. Они спешат и не уверенно выполняют домашнее задание. С такими детьми целесообразно работать индивидуально, контролируя их работу. Бывают ситуации, когда в классе появляется "лидер", который использует свое положение в классе в собственных интересах, на первом плане у него не дело, не товарищи, а собственные эгоистические желания показать себя, используя для этого окружающих, зачастую во вред делу. В такой ситуации педагогам и воспитателям необходимо в мягкой форме объяснить, где ребенок был не прав, показать на примерах из жизни, что нельзя так относиться к окружающим его людям. Например, часто такие дети прекращают игру только потому, что они не выигрывают, и остальные дети подчиняются им. В таких ситуациях воспитатель должен заинтересовать детей в продолжение игры и сделать ее еще более интересной. Дети будут спокойнее относиться к уходу "лидера" из игры, а он постепенно прекратит это делать. Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата. Процесс вхождения школьника в систему отношений в классе сложен, неоднозначен, нередко противоречив. Прежде всего, он глубоко индивидуален и зависит не только от психологических способностей, но и от индивидуального социального опыта.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz