|
ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ШКОЛЫ XXI ВЕКА
О.Г.Панченко, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии АПК и ПРО, г.Москва
Новые задачи образования рождаются сегодня в связи с выстраиванием новой мировоззренческой парадигмы, подтверждающей присутствием Духовного начала в мире и в человеке, выражающегося именно в его универсальных творческих качествах. Меняется основная мировоззренческая база, ибо XX век дал такой научный потенциал, который подтверждает разумные основы Вселенной. Мир един и его равновесие представляет из себя взаимодействие всех его частей, включая природу человека, культуру, общество. В этом взаимодействии человек принципиально отличается от животного свободой выбора, самоопределения и мерой ответственности за этот выбор. Педалирование негативных сторон человека, а тем более их научное изучение только искажают истину о его духовной природе.
Вся дореволюционная система образования России включала идею формирования в людях христианского долга: перед Богом за свое нравственное самосовершенствование и самосостояние, перед Родиной и народом, перед семьей за сохранение благоприятных условий для воспитания молодого поколения. Как показала советская реальность, два последних понимания долга без первого деформируются и служат зачастую совсем не духовным политическим интересам. Это же подтверждает и современная политическая ситуация в России, когда в ней идет откровенная пропаганда худших западных образцов морали, пресловутого "американского образа жизни", при котором попираются исторические, культурные традиции русского народа, происходит подмена их примитивным практицизмом и цинизмом во многих сферах жизни. Чтобы морально разложить общество, достаточно школу сделать бездуховной и морально распущенной .Этой тенденции в современной школе можно противопоставить только идею Творческого начала. Творца как отражение в общественном сознания объективных, надмировых законов гармонии, антропный принцип которых открыт учеными в конце XX века. Время требует нового идейного прорыва. на основе которого должно отроиться наше мировоззрение, соединяющее в себе не только исторический опыт Востока и Запада, духовный опыт русского народа, но и все достижения науки и искусства, устремленные в будущее. Возможность такого прорыва будет свидетельствовать о духовном потенциале нашей нации.
Основной недостаток современного понимания содержания образования, заключающийся в игнорировании им целостного и системного представления о человеке, в глобальном отставании содержательного уровня различных предметов от новейших антропологических исследований в области философии и психологии. Сегодня учеными предложено использовать в образовании новые духовно-ориентированные модели, направленные на развитие индивидуальной ответственности учителя и ученика за собственное становление как нравственной личности, за осмысленное приобретение знаний. Образование должно давать такие знания, которые помогают людям решать их проблемы. Будучи всегда мировоззренческими (осознанно или бессознательно), эти проблемы выходят за рамки отдельных научных дисциплин и поэтому требуют к себе комплексного подхода и культуры междисциплинарного мышления. Особенно это важно для блока наук о человеке, требующего, безусловно, своего методологического обновления. Примером такого комплексного подхода к исследованию человека служат новые программы. В них предложено осознать антропологию как центральное направление в эволюции человеческого миросозерцания отраженное в истории религии, философии, психологии. Такого плана программы носят культуре логический и этический характер, в них на первый план выносится понимание важной роли человека не только в жизни общества, но и в мироздании. Опорой для работы в этом направлении является педагогика творчества.
Такой подход требует и другого учителя, готового к инновационной работе, умеющего профессионально сориентировать ученика на саморазвитие .самоорганизацию, самостановление, самовоспитание. Учителя, заставляющего задуматься на вечными вопросами бытия, учителя направляющего на познание духовных истоков нравственных и общечеловеческих ценностей.
|
|