МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
РАЗВИТИЕ САМОПРИНЯТИЯ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
И.Л.Вахнянская, доцент кафедры педагогики и психологии АПК и ПРО,
И.Б.Умняшова, аспирантка кафедры педагогики и психологии АПК и ПРО

Самопринятие как ядерное образование структуры личности проявляется в положительном эмоционально-ценностном отношение к себе, в адекватной самооценке, в самопонимании, рефлексии своего внутреннего мира и своих поступков, самоуважении и в принятии других людей, в осознании ценности себя, своего внутреннего мира. Самопринятие зависит от отношений к другим и адекватно тогда, когда эти отношения становятся ценностью. В основе самопринятия лежат нравственные ценности. Самопринятие как механизм личностного развития наиболее полно рассматривается в гуманистической психологии (Роджерс К., Маслоу А., Орлов А.Б.).
Для адекватного формирование процесса самопринятия необходимо развитие самопознания, личностной рефлексии, самоанализа, развитие и принятие общественных и личностных нравственных качеств, формирование адекватной самооценки. Самопринятие выражается в отношении к собственному "Я" (физическому "Я", способностям, нравственному "Я" и т.д.) и Другим ("значимому" и "не значимому" окружению: семье, группе сверстников, педагогам и т. д.). Наш интерес к понятию самопринятие как личностной структуре определен проблемами становления личности девиантных подростков. Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковом возрасте существовала всегда, но в настоящее время усиливается в связи с нестабильной атмосферой в обществе, тяжелым экономическим положением, крушением прежнего мировоззрения и несформированностью нового, незнание и неумение жить в условиях конкурентного производства. Следует заметить, что у девиантных подростков не происходит в полной степени формирование нравственного ценностного отношения к себе и окружающим, наоборот, среди них больший процент людей, способных на саморазрушающее и агрессивное по отношению к социуму поведение. Чаще всего агрессия выступает как защитный механизм, невозможность или неумение по-другому адекватно реагировать на "опасности" со стороны окружающей действительности. Но не только защитная агрессия и несформированность ценностных ориентаций отличает девиантных подростков от других представителей этого возраста. У этих детей, в большинстве случаев, нет социально - благополучной среды для их развития, а, следовательно, нет положительного примера для подражания, нет установки на приобретения положительного социального опыта, нет четких целей и перспектив. Во-вторых, у многих девиантных подростков выражены психологический инфантилизм, неадекватная самооценка и самоотношение, не развита личностная рефлексия. В-третьих, в поведении таких подростков часто присутствуют реакции эмансипации и оппозиции, которые, также выступают как защитные механизмы личности. Поэтому именно у таких подростков важно развивать эмоционально-ценностное восприятие себя, т.е. самопринятие. Мы предполагаем, что возможно создание таких социально-педагогических условий, которые позволяют развивать механизм самопринятия и личностной рефлексии у девиантных подростков, помогают создать позитивную систему ценностей и рассматриваем реальную возможность создания личностно - развивающего курса, включающего гуманистические знания из разных областей культуры (этика, психология, антропология, культуроведение, религиоведение, история, литература, искусство и др.). При этом необходима особая логика построения преподнесения этого знания, чтобы оно актуализировало у девиантных подростков потребность в личностно-позитивных изменениях, при этом существенны формы организации такого знания.
Нами была разработана программа занятий по психологии для девиантных подростков "Развитие самопринятия", включающая в себя следующие этапы:
I этап - мотивационно-адаптивный (создание доверительной, эмоционально-защищенной атмосферы в группе, принятие групповых норм взаимодействия, выявление ценностей группы, мотивирование на групповую работу);
II этап - работа с понятием "Культурный герой" (диагностика культурного героя группы, работа с ценностями культурного героя);
III этап - самовыражение символическими средствами культуры (ведущим задаются символические средства саморефлексии, работа с личностными переживаниями, изучение культурного героя через символические средства);
IV этап - познание Себя через познание Других и Культуры (самопознание, "проживания" знаний о себе, о других как опыта переживаний).
Первый этап является традиционным для проведения психологических тренингов. На нем происходит знакомство, принятие групповых норм поведения, формирование и активизация мотивации.
На втором этапе работы формируется представление о реальном культурном герое девиантных подростков. Пилотажные исследования, проводимые с девиантными подростками, показали, что у для большинства из них культурный герой - Антигерой, гротеск, в котором подростки видят себя как в кривом зеркале. На сегодняшний день наиболее популярными антигероями являются герои мультсериала на МТV (музыкальный телеканал) Бивис и Бад-хэд (Beavis & Budhead), подростки, демонстрирующие различные формы отклоняющегося поведения. В течение специальной работы фигура культурного героя меняется в сторону позитива, в зависимости от скорости изменения самого героя можно говорить о динамике групповой работы и личностных изменений каждого подростка.
На третьем этапе задаются символические средства обучения, психологической природой которых мы видим личностно-значимое знание, соотнесенное со сферой чувств. Только в этом случае рождается "эмоциональное самовыражение и сопереживание". Деятельность становится символической, символы выступают средствами, удерживающими связь между личностным самовыражением и культурным образом - каноном. Символ является центральной фигурой занятий. Он предъявляется участникам взаимодействия как Знак переживания, в качестве кода экзистенциального пространства. Используемые символы: слово - как философски окрашенное понятие; рисунок - как форма самовыражения; цвет - как абстрактное, бессознательное предъявление "самости" (К.Юнг); музыка (от органной до "бардовской" песни) - как способ видения Мира.
На этом этапе в ролевой игре мы обсуждаем с культурным героем различные темы, которые и составляют содержание программы. Рассматривается структура личности, мотивация поведения, влияние факторов социализации на формирование личности, ценностная основа личности. Происходит анализ отношения к общества к культурному герою, подростки становятся на позицию оценивающих поведение персонажа, у них появляется возможность эмоционально пережить последствия отклоняющегося поведения для общества. И если до этого этапа работы большинство подростков считает, что общество не принимает их как личностей и те формы поведения, которые они используют и оправдают как возможность выразить протест обществу, как попытку обратить на себя внимание, заявить о своем праве на уважение, то на этом этапе у подростков формируется представление о том, что общество не принимает именно подобные формы поведения, поэтому возникало ощущение, что не принимаются сами подростки. Происходит осознание того, что подросток может принять себя без отклоняющихся форм поведения, для этого нужно только овладеть другими способами общения, более конструктивными и эффективными. Появляется потребность в самопознании, самопринятии, самоанализе, самоизменении и самосовершенствовании. Для этого и существует четвертый этап - работа по развитию самопринятия каждого участника группы.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz