МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ
Д.В. Платонова, психолог школы № 1222
Н.А. Вежновец, педагог, преподаватель музыки школы № 1222

Отклоняющееся: агрессивное или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. По данным И.А. Горьковой за период с 1989 по 1996 гг. рост числа подростков с повышенной агрессивностью составил 26%: с 35% в 1989г., до 61% в1996г.
Агрессивное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.
Существуют объективные предпосылки для проявления отчужденности, агрессии, демонстративного неповиновения. Так в подростковом возрасте интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводят к тому, что ребенок обнаруживает противоречия в окружающем мире и в самом себе. Меняется эмоционально - ценностное отношение к себе и появляется резкое недовольство собой. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самой распространенной мерой борьбы с грубостью и агрессивностью подростка часто являются различные санкции (двойки, замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Подростки страдают от своей агрессии часто не меньше, чем окружающие. Такие подростки часто описываются как "бунтующие", "стеснительные", "замкнутые", "агрессивные", "грубые", "непослушные". Дети, которые пассивны и невнимательны или импульсивны, нападают на других детей, перебивают и не слушают учителя, дразнят и провоцируют одноклассников и сверстников, демонстрируют враждебность по отношению почти ко всем и всему.
В современной школе часто по 30-40 человек в классе и такое количество детей не позволяет учителю индивидуально работать с каждым учеником. И хотя это достаточно сложно в большом классе, некоторые учителя находят возможности работать с детьми, учитывая их индивидуальные особенности, их сильные и слабые стороны. И тогда ребенок чувствует себя комфортно в классе, видит, что его понимают и принимают. Задача современного педагога состоит именно в том, чтобы - установить доверительные отношения с "трудным" подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для саморазвития и становления самосознания. Как пишет Вайолет Оклендер, в своей книге "Окна в мир ребенка", всей своей работой педагог должен как бы говорить подростку: "...я знаю обо всех жалобах на тебя. Я слышала их, и моя работа состоит в том, чтобы всем почувствовать себя лучше. Я хочу узнать тебя по-своему и понять, что же происходит на самом деле". То есть часто бывает необходимо просто понять ребенка и принять его, чтобы он перестал чувствовать себя отверженным, и, нашел в себе силы отказаться от агрессивной формы поведения, стал более открыт миру и лучше понял окружающих и самого себя.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz