|
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ
Е.Г. Шипунова, учитель математики гимназии 1579, г.Москва
Математика традиционно считается дисциплиной технического цикла, и если геометрию иногда называют самой гуманитарной из всех технических наук, то подобный взгляд на алгебру, наверно, многим кажется спорным. Однако есть множество причин подвергнуть сомнению устойчивое представление о математике как о бесстрастной системе технических приспособлений для решения сугубо практических задач человечества. Попробуем перечислить некоторые из этих причин.
Во-первых, гуманитарные науки изучают культуру и историю народов. Математика - это неотъемлемая составляющая целостного феномена человеческой культуры. Египетский царь Птолемей I , получив в управление Египет после смерти Александра Македонского, сделал столицей Египта Александрию и создал в ней знаменитый Музей (от греч. "Мусейон" - храм муз). Музей стал одним из главных научных и культурных центров античного мира, и в него были приглашены крупнейшие учёные Средиземноморья: математики, астрономы, философы и поэты. Им были созданы все условия для творчества, жалование выдавалось из царской казны. Среди них был Евклид, чьи "Начала" после появления книгопечатания издавались столько раз, что стали самым распространённым изданием после Библии.
Во-вторых, развитию современной научной мысли свойственна весьма многозначительная тенденция: чем более углублённым и точным становится любое знание о составляющих бытия (бытия мира, социума, человека), тем сильнее ощущается необходимость обобщения этих знаний в теориях интегративного характера, неизбежность универсальной математизации знаний ("Поверю я алгеброй гармонию"). Усиливается прямая экспансия жёстких методов точных наук в сферу изучения культуры и культурных процессов, исследования их с позиций теории информации, теории вероятностей и т.д.
В-третьих, математика это язык. Язык формул, функций, определений, причём язык универсальный, на котором описывают свои законы другие науки. Математик Рене Декарт напоминал: "Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений". Точно и грамотно формулировать понятия, взвешивая каждое слово, каждому слову придавать значение при постижении смысла - где, как не на уроках математики начинать учить этому? В отличие от алгоритмических языков программирования, предназначенных для общения человека с машиной, язык математики, также, как русский или английский, - это средство общения между людьми. Иногда на уроках дети так погружаются в язык формул, что он становится для них естественным; им легче сказать "синус альфа плюс бета", чем "синус суммы двух углов", потому что легче говорить на том языке, на котором мыслишь, и часто перевод с языка формул на общепринятый язык вызывает затруднения.
В четвёртых, математика - это философия. Дело не только в том, что основополагающие принципы, на которых зиждется мироздание, можно лаконично выразить на математическом языке. Сами понятия, с которыми человек знакомится при изучении математики, наводят его на философские размышления. Иррациональная природа чисел ( и е всегда вызывает у учеников всплеск эмоций и нескончаемый поток вопросов. Линии графиков разрывных функций, уходя в "+( ", возвращаются из " (( ", что даёт пищу для размышлений о геометрии пространства. Сами числа могут стать предметом подробных и интересных исследований. Не случайно пифагорейцы провозгласили основным принципом мироздания число. Наши учащиеся с интересом отнеслись к предложению поработать над проектом "Замечательные числа", а эпиграфом к нему мы выбрали четверостишие В.Брюсова:
Вам поклоняюсь, вас я славлю, числа!
Свободные, бесплотные, как тени,
Вы радугой связеющей повисли
К раздумиям с вершины вдохновенья.
В-пятых, математика, с одной стороны, высочайшее проявление силы человеческого интеллекта, с другой, возможность познать собственный разум, накопить интеллектуальный опыт, опыт мыслительной деятельности. Американский учёный М.Клайн (не путать с Феликсом Клейном) отмечал, что самое величайшее открытие древнегреческих математиков ( это открытие могущества разума. Тот ребёнок, который испытал радость победы над трудной задачкой, отыскав верное и красивое решение, или хотя бы радость от совпадения своего ответа с ответом в учебнике, который поверил в возможности своего разума - сделал шаг не только в преодолении математических премудростей, но продвинулся к познанию самого себя, своего творческого начала. Тогда в нём не может не пробудиться познавательный инстинкт, стремление к истинному и совершенному. Живший тысячелетие назад персидский и таджикский поэт Абулькасим Фирдоуси выразил это словами:
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Увидишь: предела для знания нет.
В-шестых, математика - это искусство. Пифагорейцы называли математику и музыку родными сёстрами. А в средневековых университетах повышенный курс светского образования - квадривиум - состоял из четырёх предметов: арифметики, музыки, геометрии и астрономии, и вместе с тривиумом (грамматикой, риторикой и диалектикой) составлял свод элементарных знаний, называемый "семь свободных искусств". По словам английского математика и философа Годфри Харди, "творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта, - совокупность идей, подобно совокупности красок и слов, должна обладать внутренней гармонией".
В-седьмых, нельзя обойти вниманием такую ветвь математической культуры, как математические развлечения и игры. Книги известного американского специалиста в области занимательной математики Мартина Гарднера открывают новый жанр популярной литературы. Их чтение доставляет истинное удовольствие всем, кто умеет удивляться и может оценить изысканность, изящество и остроумие в решении довольно трудных парадоксов и задач. Его математические новеллы увлекательны, как бестселлер, хотя затрагивают серьёзные разделы современной науки.
Заметим, что математика является уникальным инструментом для развития логического мышления ребёнка, которое необходимо в любой сфере его будущей профессиональной деятельности. Только математика при условии регулярных занятий ею формирует и развивает способность одновременно удерживать во внимании сложные массивы информации, выполнять последовательность различных мыслительных операций, прослеживать причинно-следственные связи и прогнозировать вероятностные события. Эти навыки необходимы при изучении любой гуманитарной дисциплины, важны и в повседневной жизни.
|
|