МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
КУЛЬТУРОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА 21 ВЕКА
Е.Г.Шипунова, учитель математики гимназии №1579, г. Москва
Считается, что человеческий мозг обладает функциональной ассиметрией: левое полушарие настроено на процедуру рационального, поэтапного аналитического мышления, правое более приспособлено для восприятия целостных образов, одномоментной обработки информации (Роджер Сперри). Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами - рассудочным и образным, рациональным и эмоциональным, "мыслью и сердцем" (Гомер). Неравнозначность левого и правого полушарий приводит к условному делению большинства людей на "физиков" и "лириков". Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как учёных, так и художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они - дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса - творчества. Человеку, полушария которого функционируют взаимосвязанно, а не изолированно, как в опытах Сперри, в равной степени необходимы и истина, и красота. Американский астронавт Эдвин Олдрин, первым из землян (вместе с Нейлом Армстронгом) ступивший на поверхность Луны, сказал: "Я улетал технарём, а вернулся гуманитарием. Увидев Землю со стороны, я почувствовал, что являюсь частью Вселенной, а Вселенная является частью меня".
Сближение путей науки и искусства в настоящее время обретает всё более отчётливые контуры в синергетике. По мнению многих учёных - естественников, хотя 21 век будет веком гуманитарного знания; точные науки не сдадут своих позиций, но в них проявятся черты, свойственные искусству. Основанный на системе Ньютона детерминизм вытесняется синергетикой и философией нестабильности, которые рисуют мир непредсказуемым, во всем богатстве красок и оттенков, ранее подвластном лишь искусству.
Судьба и роль школьной математики во многом будет определяется глобальными процессами, связанными с развитием взаимоотношений между наукой, искусством и обществом, по запросу которого и формируется модель выпускника 21 века. В настоящее время ясно одно, что пора изменять соотношение рациональной и эмоциональной составляющих содержания математического образования в средней школе. Однако существует опасность слишком упрощённого понимания этой проблемы. Как правило, учителя математики отдают предпочтение техническому наполнению курса, замыкаясь в кругу специфических вопросов ("моя главная задача - научить решать"). При этом трудно учесть особенности восприятия тех, у кого преобладают функции правого полушария мозга, а тяготеющим к группе "физиков" грозит одностороннее развитие. Механическое смещение центра тяжести от строгой доказательности к интуитивному восприятию, от чёткой логики к образной наглядности приведёт к снижению общего уровня математической подготовки школьников, чего допустить нельзя, так как мы обязаны не только гарантировать освоение государственного стандарта, но и подготовить выпускника к ужесточающимся требованиям внешнего мира. Разнообразить и украсить программу вкраплением литературно-исторических очерков с математическими сюжетами необходимо, но недостаточно.
Проблема культурологизации, встающая перед нами сегодня, гораздо более сложная, неоднозначная и многоплановая, чем ведение отчётливой исторической линии. Математика является неотъемлемой частью целостного феномена человеческой культуры, причём занимает исключительное положение среди других наук. Во-первых, она обладает высочайшим эстетическим потенциалом. "Высшее назначение математики... состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает" (Ноберт Винер). "Красота есть первый пробный камень для математической идеи" (Годфри Харди). По французскому энциклопедическому словарю Ларусс, красота - это то, что радует глаз или разум. Красота постигается через форму; ценностно-значимая форма через эстетический идеал приводит нас к искусству. Формой, в частности, как раз и интересуется математика. Однако этот эстетический потенциал математики в школьном курсе не востребован и на доли процента. Другой пример: величайший принцип, организующий мироздание, - принцип симметрии (от греч. ((((((((( - соразмерность; в древности употреблялось как "гармония", "красота") - в школьном учебнике геометрии едва упоминается, хотя заслуживает рассмотрения в отдельном разделе. Несколько исправляет эту ситуацию преподавание в 5-6 классах курса "Наглядная геометрия", в котором, следуя концепции автора И.Ф.Шарыгина, мы стараемся обращать внимание школьников на художественную ценность изучаемого материала, знакомить с произведениями изобразительного искусства, организовывать их самостоятельную геометрическую деятельность.
Во-вторых, развитие математики отражает весь интеллектуальный опыт человечества, историю человеческой мысли, многотрудный путь познания истины. Математика обладает универсальностью, которая связана прежде всего с её языком, годным для описания как законов мышления, так и законов мироздания. Поэтому математические открытия имеют далеко идущие общенаучные и философские следствия. Джеймс Максвелл разглядел идею электромагнитных волн, связавшую воедино электричество, магнетизм и свет, благодаря успехам математического анализа, который лишь в 19 веке обрёл недостающую логическую строгость и компактность. Математика располагает богатейшим материалом, дающим подобные примеры. Посвящая в него школьников, важно обращать внимание на причины, которые обусловили зарождение и развитие тех или иных понятий, идей, методов, направлений, а также на общекультурное значение этих прорывов. Осуществление системного подхода к изучению математики во взаимосвязи с вопросами истории науки требует объединения усилий всех учителей кафедры для продуманной и комплексной корректировки планирования.
Работа по накоплению и использованию подобного материала ведётся нами постоянно. Вместе с учащимися разных классов мы собираем для предполагаемого сборника "Изречённая мудрость" высказывания учёных, писателей, философов о математике и научном познании мира, о мощи человеческого разума и красоте истины. Дети узнают новые для них имена или радуются встрече с уже знакомыми, постигают глубокие мысли, облечённые в ёмкие, лаконичные фразы, например:), "Пища ума ( изумление перед миром" (М. Монтен) или: "Величайшим достижением человеческого гения является то, что человек может понять вещи, которые он уже не в силах вообразить" (Л.Ландау). Периодически некоторые афоризмы мы распечатываем крупным шрифтом и помещаем в кабинетах математики там, где они чаще всего попадают в поле зрения школьников. Несколько раз перечитывая, дети лучше запоминают мудрые строки и краткие сведения об их авторах, что приобщает их к опыту духовного восхождения человечества.
В лице великих мыслителей учитель имеет надёжных союзников и в обучении своему предмету. Например, чтобы убедить школьников в необходимости учить определения, как нельзя лучше подходят такие высказывания: "Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений" (Р. Декарт); "Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определения" (Д..Ф. Гершель). О роли математики в воспитании внутренней дисциплины говорит М. Склодовская-Кюри: "...алгебраические и тригонометрические задачи не терпят погрешностей внимания и возвращают ум на прямой путь". Девиз "Пойми и запомни!" вынесен в заголовок одного из стендов в кабинете математики, а своеобразным эпиграфом к нему служат слова французского математика, физика и философа А. Пуанкаре: "Математическое доказательство не есть простое сцепление силлогизмов: это силлогизмы, расположенные в определённом порядке, и порядок, в котором расположены эти элементы. Если у меня есть чувство этого порядка, вследствие чего я сразу могу объять всю совокупность рассуждений, мне уже нечего бояться забыть какой-либо элемент; каждый из них сам займёт своё место...".
Вообще, в культурологизации образования оформление учебного кабинета, несомненно, играет не самую последнюю роль. Здесь важны и эстетика, и содержание. Сменную экспозицию на стендах можно рассматривать как элемент дополнительного образования, и в этом имеются реальные возможности сообщения нашим ученикам импульса к дальнейшему развитию. Парадоксальные идеи, занимательные задачи и удивительные факты математики питают мозг школьника, попадающего в кабинете под их синергетическое воздействие, даже если он сам этого не замечает.
Большое значение имеет для нас и работа со словом. Мы стремимся не только объяснять значение используемых в курсе математики терминов, давать им столь любимые нами определения, но и прослеживать этимологию. Попытка найти синонимы, общекоренные слова, выяснить, есть ли у слова другие смыслы, служит, на наш взгляд, не только лучшему запоминанию термина, но и усвоению содержания материала, который за ним стоит. Примеров тому можно привести множество.
5 класс, тема "Натуральные числа". Любознательность ребёнка обязательно приводит его к вопросу: кто и почему давал именно такие названия натуральным числам. Со словами "одиннадцать" или "пятьдесят" всё ясно, но откуда взялись "один" и "пять"? Слово "один" по латыни "solus", отсюда "солист", "солидарность" (единство), а само слово "solus" - от римского "sol" - "солнце", ведь Солнце на небе всегда одно! Этот же корень отыскивается и в испанском словаре, а слово "соль" означает денежную единицу Перу. Можно предложить детям выяснить самим, есть ли какая-нибудь связь, например, между солнечным значением "sol", названием ноты "соль". А наличие пяти пальцев на руке сказалось на всей системе счёта. В древнегреческом языке понятие "считать" выражалось словом "пятерить", в русском языке "пять" напоминает "пясть", часть кисти руки, за которой следует запястье.
8 класс, тема "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Всем известно, как неохотно учащиеся воспринимают термины "синус", "тангенс" и т.д., видят в них нечто отвлечённое, неестественное. До одиннадцатого класса приходится приучать их для решения прямоугольных треугольников пользоваться тригонометрическим аппаратом, а не теоремой Пифагора. Стоит рассказать детям, что первые таблицы синусов - таблицы зависимости хорд от дуг, которые они стягивают, - были созданы в связи с астрономическими наблюдениями, что "хорда" - это "тетива лука"; из индийских астрономических сочинений 4-5 веков слово "хорда" ("джива") попало в арабский язык как "джайб", т.е. "изгиб" или "залив", а на латынь было переведено в 7 веке словом "sinus". "Сosinus" расшифровывается как "синус дополнения" (дополняющий - комплементарный, complementum), потому что sin(90((x)=cos x. Понятия тангенса и котангенса родились не из рассмотрения тригонометрической окружности, а из учения о солнечных часах - гномоники. Один из современников Аль-Хорезми (9 век) составил таблицу значений длины тени, отбрасываемой вертикальным шестом постоянной длины при разной высоте Солнца. Время рассчитывалось по длине и направлению тени, отбрасываемой этим шестом - гномоном (гномон - распознаватель). Таким образом, определение тангенса (отношение противолежащего катета к прилежащему) запоминается учащимися лучше по ассоциации с его практическим применением: отношение высоты шеста к длине отбрасываемой им тени. А своё название тангенс получил лишь в 16 веке от слова "касающийся". Это полезно обсудить и в 11 классе при изучении темы "Геометрический смысл производной".
Составной частью культуры является культура экологическая. Экологизация математического образования не может сводиться к решению на уроках алгебры задач соответствующего содержания (рассчитать, за какое время сократится на 20 % число ласточек, которым не хватит пищи из-за летучих мышей с диаметром ротового отверстия 6 мм, если они беспорядочно мечутся с открытым ртом со скоростью 1 м/с среди комариной стаи плотностью 10 комаров на 1м3). Прививать школьникам ощущение красоты и гармонии мироздания, преклонение перед высочайшими завоеваниями человеческого интеллекта, образцы которых в изобилии преподносит изучение математики и её истории - значит формировать в наших выпускниках потребность защитить эти завоевания от грядущих катастроф, влекомых бездумным отношением к природе и цивилизации. Возможно, культурологизация образования подразумевает в первую очередь воспитание экологического сознания, чтобы у красоты действительно был шанс спасти мир.
Российскому литературоведу и историку Дмитрию Лихачёву принадлежат слова: "Отнимите у человека все его знания, всю его эрудицию, но если у него останется интеллектуальная способность к восприятию разнообразнейших культур нашего земного шара, современных и прошлых, ( это и будет тем, что мы называем интеллигентностью". Именно эта способность будет определять успех профессиональной деятельности наших выпускников.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz