МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ВОПРОСЫ КУЛЬТОРОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Л.В.Балюк, учитель русского языка и литературы гимназии №1579
Гимназия № 1579 одна из первых начала заниматься вопросами культорологии. Работа по культорологии учебного процесса заявлена в методической теме школы. В первую очередь все это касается нас, гуманитариев преподавателей литературы и истории. Окунувшись в эту работу мы поняли, насколько это увлекательно, интересно, и насколько мало мы сами знаем об этом. В первую очередь стали выяснять, что такое "культорология"? И пришли к выводу, что это наука о человеке в окружающем его мире и о системе ценностей. Она ставит вопросы:
- как, когда и почему произошло то или иное событие, явление в эволюции человеческой культуры?
- какое влияние оказал на это человек?
- как развивался человек, каким представлялся ему мир, во что он верил, какие духовные, эстетические, этические устремления способствовали его развитию, росту, какие отбрасывали его назад?
- как духовные, внутренние развитие человека влияло на развитие, культуру человека и т.д.
Все эти вопросы так или иначе затрагиваются на уроках литературы, уроках - исследованиях. Анализируя художественные произведения, ученик обращается и к самому себе, к своему опыту жизни, что позволяет ему выделить себя из окружающего мира, как значимые, необходимые миру разумные существа, ощутить себя личностью и одновременно частичкой, частной всеобщей культуры.
Богатый материал для размышления дает изучение фольклора. Уже в 5 классе дети, обнаруживают, как много в них общих тем, сюжетов, как отражаются в них верования, пристрастия народа, представления о нравственности, добре и зле, как пытался человек познать действительность и определить свое место в ней, объяснить сотворение мира и влияние потом этого мира, общества, среды на формирование личности. Сложнейшие вопросы, а поднимает их, на первый взгляд, очень доступные и легкие произведения: сказки, мифы, легенды.
Богатейший материал для культурологического анализа дают и литературные сказки. "Помочь человеку найти себя, воспитать в нем возвышенные и благородные чувства" - задача Г.Х. Андерсена. Задуматься о том, "что разрушает души человека", заставляют сказки Д. Родари. Ощутить связь с прошлым, с историей помогают сказки Пушкина. О гуманности человека пишет Д. Даррел и т.д. Классическая литература 19 века поднимает такие нравственные проблемы, которые волновали людей во все времена:
* что такое Родина, как формируется это понятие, что оно включает, в чем выражается любовь к Отечеству, как это связано с его историей (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н. Толстой);
* кто создает духовные и материальные ценности, в чем причина их разрушения, распада человеческой культуры (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.Н.Некрасов);
* в чем истинная свобода человека, в чем причины зла, насилия, жестокости (Гоголь, Достоевский, А.С.Пушкин).
Историческое прошлое дает возможность осмысления настоящего, ставит вопросы чести, достоинства человека: проблемы становления личности, влияния среды и общества и обратная связь великолепно показаны в произведениях Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева; культура человеческих взаимоотношений, отношения детей и взрослых, отцов и детей (Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев); философское постижение мира, утверждения идеалов гуманности (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов); общечеловеческие характеры, нравственные и социальные пороки, причины, их моральная ответственность человека за все происходящее вокруг (Гоголь, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой) волнуют и сегодня.
Множество вопросов возникает при изучении поэзии декабристов: "декабристы наши великие отцы нигилисты - блудные дети", утверждал Герцен. Кто тогда мы? Что связывает нас с культурой декабристов? В чем причина ее распада? Могло ли развитие общества пойти другим путем? Какова роль личности? Я - личность? Многие из этих вопросов перетекают и в современную литературу. Они вечны. Каждое поколение решает их по своему, но всегда с опорой на культуру прошлых лет. О высоких нравственных качествах пишут и в ХХ веке Ахматова, Симонов, Твардовский и Сурков.
О культуре человеческих отношений, любви и уважению к человеку, осознании необходимости сострадания, сопереживания пишет А.Платонов, о "большой" и "малой" Родине о национальном русском характере, о вечном.
Вышесказанное служит не только делу литературного образования, но и воспитанию человека осознающего себя, внутренне мотивированного на решение проблемы социально-ответственного человека, способного к осмыслению явлений культурной жизни.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz