МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
АГРЕССИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Т.Н.Банщикова, старший преподаватель кафедры психологии Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования
Эмоциональные и поведенческие проблемы в детстве - являются составной частью процесса развития ребенка. Однако у некоторых детей поведенческие нарушения преобладают. Согласно многочисленным исследованиям наиболее распространенными формами нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и воспитателям - являются вспышки раздражительности, непослушание, повышенная активность, драчливость, жестокость. Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно и опасно для окружающих, поэтому требует определенной коррекции со стороны взрослых.
Агрессия - это врожденная биологическая реакция, но как форма поведения она порождается неблагоприятной социальной ситуацией развития (Н.Ю.Синягина, Л.Д.Лебедева, Е.Ю.Пискунова и др.).
Первенство в освоении агрессивных форм поведения, по данным разных исследователей, принадлежит детско-родительским отношениям, формируемым в семье. Именно семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения, психотравмирующих ситуаций. Социально-экономические преобразования, приведшие к снижению благосостояния большей части населения, дефициту позитивных отношений - породили эмоциональное отчуждение между родителями и детьми, появились элементы насилия даже во вполне благополучных семьях.
Усиление агрессивных форм общения деформирует семью, которая перестает выполнять важнейшую функцию - обеспечение ребенку чувства психологической защищенности. Значительная роль в развитии ребенка играет система образовательных учреждений, которые он посещает в разные годы своей жизни. Наши исследования показали, что дети, которые регулярно перед школой посещали детский сад оценивались учителями как более агрессивные (32%), чем дети, не посещавшие детский сад (17,3%), или посещавшие его не регулярно (21,7%). Значит, воспитательная среда дошкольного учреждения не способствует устранению причин усвоения агрессивных форм поведения, а возможно, и наоборот, провоцирует их возникновение.
В детском саду ребенок находится в группе сверстников, большое значение для него имеет популярность в их среде. Не владея адекватными средствами общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место в группе. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов является еще одним способом научения агрессивному поведению плюс привычка к дисциплинарной модели воспитания со стороны взрослых.
В этом плане представляют интерес требования государственного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности "Дошкольное образование" (1998г.) Согласно этим требованиям, выпускник должен: владеть системой принципов и средств личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком; знать особенности детей с отклонениями в развитии; знать основы опытно-экспериментальной работы в детском саду; уметь использовать знания об основах специальной, коррекционной педагогики в воспитательно-образовательной работе с детьми и просветительской работе с родителями; осуществлять педагогическую диагностику обученности и воспитанности ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Для решения данной проблемы важным является вооружение воспитателей психолого-педагогическими знаниями и умениями, которые помогут вовремя выявлять нарушения в поведении дошкольников, умение выбирать оптимальные пути и средства оказания своевременной педагогической помощи ребенку и осуществлять профилактические мероприятия.
Модель формирования готовности воспитателя к решению проблемы агрессивного поведения у дошкольников включает два блока: мотивационно-личностный и практический. Мотивационно-личностная готовность характеризуется: проявлением искреннего интереса к решению проблемы; наличием потребности в овладении технологией оказания помощи агрессивным детям; наличием потребности в овладении элементами конструктивного стиля общения, способами саморегуляции своего собственного поведения.
Практическая готовность означает, что воспитатели владеют: теоретическими, методологическими, технологическими знаниями по проблеме агрессивности дошкольников; организационными, диагностическими и коррекционными умениями, позволяющими своевременно предупреждать возникновение первичных признаков агрессивного поведения и успешно корректировать уже имеющиеся нарушения.
Разработка выделенных проблем имеет значение как в теоретическом, так и в практическом планах.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz