МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
РАСШИРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА СОДЕРЖАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.Кушко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии АПКи ПРО,
Н.Колодяжная, практический психолог

Современное гимназическое образование, как известно, предполагает углубление и расширение содержания гуманитарных предметов: литературы, истории, русского и иностранных языков и других предметов. При этом естественные предметы, как правило, остаются в "тени".
Нам представляется, что гимназическое образование не должно ограничиваться гуманитарным образованием и в то же время быть универсальным. Ведь не секрет, что на практике к получению такого образования и ученики, и их родители, и даже учителя нередко подходят утилитарно: изучать то и обучать тому, что понадобится в дальнейшем для успешной сдачи школьных экзаменов и при поступлении в вуз.
Возникает необходимость расширения контекста предметного содержания обучения, особенно тех предметов, которые при специализации образования, как мы уже отмечали, остаются "в тени", сто позволяет насыщать образовательную среду, способствует реализации права личности на свободу выбора своего собственного пути развития. Это может осуществляться различными приемами и методами. Мы рассмотрим этот процесс через экологизацию предметов естественно-научного цикла. Это становится особенно актуальным в ситуации нарастающего глобального экологического кризиса.
Экологические проблемы в истории человечества сами по себе не новы. Достаточно известными историческим фактом является уничтожение лесов в связи с развитие земледелия и промышленности. Разрушение природы есть картина духовных метаний личности, дисгармонии ее смысложизненных отношений, картина ошибок на пути восхождения к человеческому. Поэтому и поиск решений экологических проблем, лежит больше в области философии, психологии и педагогики, как наук занимающихся изучением и поиском закономерностей развития, становления и воспитания человеческого духа, человеческого самосознания. Экология как одна из школьных дисциплин наиболее ярко носит черты нового образования. Это, прежде всего предмет-диалог, где выстраиваются общее смысловое поле между участниками этого диалога, учителем и учеником. В результате данного диалога происходит становление личностной, мировоззренческой позиции ученика в отношении мира в целом и природы в частности. И только при соблюдении данного принципа возможно движение-поиск нового, а не повторение старых стереотипов и ошибок. Это предмет где эмоциональная рефлексия полученных знаний просто необходима, потому, что только так возможно осознание природы как ценности, в независимости от ее нужности и полезности. Именно рефлексия, переживание и диалог выступают механизмами образования личностного опыта, составляющего личностный компонент содержания образования. И в этом случае знания становятся личностно значимыми, а образование создает условия для полноценного проявления и развития личности ребенка. Именно эти принципы должны быть положены в основу экологизации предметов естественно-научного цикла.
Интересные данные были получены нами в результате психолого-педагогического исследования в 1998-1999 уч.годах. В исследовании приняло участия 150 учащихся в возрасте 15-16 лет гимназий гумнитарно-эстетической направленности г.Москвы и Московской области, изучавших экологию в течение 2-3 лет. Оказалось, что у учащихся с высоким и выше среднего уровнями эмпатических способностей отмечается устойчивая корреляция (взаимосвязь) с эмоциональным принятием и положительным оцениванием образа "Человека любящего природу". Этот образ, в свою очередь, оказался приближен по значимости к образу "Я-идеальное". Как известно, выбор некого идеала и желание походить на него, сопровождается принятием ценностей и жизненных устремлений, присущих данному образу, превращению их в свои собственные движущие жизненные цели и ценности. Вот и в нашем случае положительное оценивание образа "Человека, любящего природу" как образа близкого к идеалу, а значит, образа на который хочется быть похожим, свидетельствует о личностном принятии экологических установок и ценностей в отношении природы. Можно предположить, что формируемое в гуманитарно-эстетической среде гимназии эмоциональная чувствительность к явлениям окружающего мира, развитие эмпатии к переживаниям и чувствам другого, умение рефлексировать (осознавать) свои чувства и воплощать их в некий творческий продукт, способствует становлению ценностного отношения к себе к другому к миру в целом и к миру природы в частности. Но интересным было то, что, ценностное отношение к природе, которое нам удалось выявить, как правило, оставалось у большинства детей все же пассивным. То есть такие дети очень тонко чувствовали и понимали эстетическое, прекрасное в природе, любили и стремились к этому, но в их жизни было очень мало реальных и самостоятельных поступков связанных с миром природы. Озеленение района своего проживания, уход за классными растениями, социальные акции экологической направленности были явлениями редкими и выполнялись, как правило, под руководством взрослых.
Это явление закономерно в условиях крупного города. Именно в условиях города общение с природой носит дефицитарный характер. И более того известно, что постоянное проживание в одном и том же районе формирует у человека идентификацию (отождествление) с местом проживания. В результате чего человек перестает осознавать неблагополучие как факт и даже наоборот начинает воспринимать как нормальным, "субъективно" экологически благоприятным скажем техногенный пейзаж, загазованность, скудность окружающей флоры и фауны и т.д. Поэтому в процессе экологического образования ребенок должен не только произвести свой индивидуальный смысл, который отразит и сформирует личностное отношение к природе, к миру в целом, но и обрести практические средства выражения этого отношения к природе. А ведь именно на лабораторных и практических занятиях по химии, физики, биологии, географии и т.д. ребенок имеет возможность приобрести практический опыт взаимодействия с природными явлениями и объектами. Здесь очень важным может выступить акцент, сделанный учителем на целостности и неразрывности человека и среды его проживания.
Таким образом, экология, выступая как интегративный предмет нового типа, воссоединяет предметы естественнонаучного цикла в единую картину мира, превращает разрозненные мозаичные знания в области физики, химии, биологии в единую систему, позволяющую в дальнейшем ученику стать в позицию надситуативности и осознанности к себе, к миру и своей жизнедеятельности в этом мире. Поэтому расширение контекста предметного содержания области естествознания путем интеграции экологии способствует развитию личности учащегося постольку, поскольку расширяет его собственную культурную нишу и выводит его в более широкий культурно-исторический контекст, наполняя деятельность учащегося личностным смыслом.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz