МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Т.И.Орёлкина, учитель начальных классов гимназии № 1579, г.Москва
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. С детских лет ребенку надо объяснять, что, оберегая окружающую нас среду, мы творим добро. Надо научить детей задумываться над тем, как надо жить в этом мире, чтобы не нанести вред тому, что нас окружает, что нужно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.
Успех в решении целей экологического образования и воспитания во многом зависит от обучения учащихся в начальной школе, где закладываются основы формирования личности человека. Эффективность данного обучения будет иметь место, если будет создана единая непрерывная система формирования экологической культуры.
Получение экологических знаний способствует формированию всестороннего понимания природы, ее особенностей, расширению кругозора, помогает понять связи программного материала с окружающей средой.
Отношение к окружающей среде - сплав знаний, чувств и действий. Это сложное образование, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Так, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, чтение, изобразительное искусство, музыка) содействует художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое личностное отношение к природе творческими средствами. При изучении лирического произведения учащиеся часто заучивают его наизусть. Этому очень помогает не только словесное рисование, но и иллюстрирование своего понимания прочитанного. Выучить такое стихотворение наизусть или подготовить пересказ текста уже не составляет труда. В букварный период при изучении звуков и букв учащиеся получают первые знания и о грибах, и о насекомых, и о растениях, и о братьях наших меньших. Забота ребенка о маленьком растении, о беспомощном живом существе делает его добрее, внимательнее, воспитывает в нем гуманность. Эти качества со временем перерастают в постоянное чувство ответственности за все живое, бережное, разумное отношение к природе в целом. Процесс познания проходит намного активнее, когда затрагивается эмоциональная сфера личности ребенка. Непосредственное восприятие живой природы значительно острее, чем при чтении произведений литературы, при просмотре картин художников.
На уроках ознакомления с окружающим миром у школьников формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы, воздействующем на нее с учетом изученных законов и закономерностей. Когда ученики получают первичную картину окружающего мира многое для них открывается с неожиданной стороны. Много ли суши на Земном шаре, большой ли запас пресной воды, как вообще зародилась жизнь на нашей планете? Пожалуй, немаловажное открытие того, как человек влияет на окружающий нас мир: когда это приносит созидание, а когда убивает природу. Совершая экскурсии с учащимися учителя обращают внимание на красоту осенних растений, величественность зимних деревьев и кустарников, особую нежность весенних росточков. К каждой экскурсии требуется кропотливая подготовка не только самого учителя, но и учащихся: выучить стихотворение, нарисовать иллюстрацию, подготовить творческую работу. Конечно, это можно выполнить и после экскурсии, но имея цель ученики подходят к заданию более ответственно. Можно постоянно говорить ученикам о том, что нужно беречь природу, но гораздо больше пользы бывает тогда, когда учитель вместе с детьми ухаживает за растениями, заботиться о чистоте школьного двора во время школьных субботников. На уроках часто дети рассказывают о том, что люди в лесу рвут ландыши и подснежники, жгут костры, ловят бабочек и стрекоз. Запретить это можно и словом, однако, если знать, почему этого делать нельзя, учащиеся осознанно сделают для себя вывод о хорошем и плохом. Знакомство с содержанием Красной книги помогает учащимся глубже понять проблему охраны окружающего мира. "Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни".
На уроках младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них. Учащиеся с удовольствием работают с природным материалом, собранным во время экскурсий и прогулок по лесу. Это и волшебные цветы из крылаток ясеня и клена, старички-лесовички иэ шишек, удивительные фигурки животных из веточек и сучков. С увлечением создают они из бумаги цветы, которые хотели бы увидеть, гусеничку, из которой появится красивая бабочка. А на занятиях по математике вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражения в текстовых задачах. Решая такие задачи дети получают подтверждение тех знаний, о которых им говорили в школе на других уроках. Проблема сохранения природы становится ближе, если можно увидеть выход из создавшейся ситуации. Каждодневные минутки здоровья, проводимые в школе позволяют учащимся глубже понять биологические процессы, происходящие в их организме. Как беречь позвоночник, для чего нужно мыть руки, какова функция дыхания здорового человека, почему нужно соблюдать элементарные нормы гигиены. Этим же вопросам уделяется время и на уроках физкультуры.
В младших классах ребята учатся охотно, старательно выполняют все требования учителя, соблюдают школьные правила поведения. Со временем ребенок осознает, что он учится для пользы общества. Сознательное отношение школьника не только к учению, но к жизни возникает, когда он начинает глубоко осознавать ответственность за свои действия и поступки.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz