МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ШКОЛАХ
В.С.Журавченко, директор "Школы будущего" лицея "Столичный"
Современная концепция экологического образования основывается на общих принципах свободного развития личности в демократическом государстве, признающим приоритет гуманистических ценностей, единство с мировым сообществом, ответственность перед гражданами и всем человечеством за сохранение природных богатств, устойчивости биосферы и здоровья людей.
Экологическое образование и воспитание предназначено развить и закрепить стереотипы поведения людей, направленные на: сохранение природных богатств; экономию природных ресурсов; предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды; формирование сознательной готовности к активному личному участию в осуществлении природоохранных мероприятий и др.
В результате возникновения подобной концепции экология в наши дни стала необходимой дисциплиной как для специалистов в области наук о Земле, так и для простых жителей планеты. Человеку приходится заботиться о других живых организмах, населяющих его среду обитания. Забота о состоянии окружающей среды стала вместе с тем насущной проблемой нашего общества, потому что в нездоровой среде человечество просто не сможет выжить. Именно поэтому возникла необходимость обучения основам экологии с раннего детства.
В системе экологического образования и воспитания ведущее место принадлежит общеобразовательной школе. Именно в школе впервые формируется осознание человеком своего места в природе, понимания своей роли по отношению к ней.
Однако работу по экологическому образованию учащихся в общеобразовательных государственных школах сдерживает ряд обстоятельств:
- отсутствие четкой научно обоснованной концепции экологического образования;
- низкая экологическая подготовка педагогических кадров;
- недостаточное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;
-отсутствие механизма внедрения научно-педагогических экологических разработок в школьную практику.
Приоритеты в решении выделенных проблем принадлежат частным, негосударственным школам.
Одним из примеров успешного решения экологического образования и воспитания можно привести работу в этом направлении частной общеобразовательной "Школы будущего" лицея "Столичный". Экологическая программа образования и воспитания в школе состоит из 5 блоков.
1 блок направлен на изучение экологических проблем через интегрированные курсы: биология-экология, химия-экология, физика-экология, "Человек и природа в искусстве". Основу этих курсов составляют теоретические знания о взаимоотношениях природы-человека - общества. Высокая квалификация педагогов позволяет использовать новые педагогические технологии, применять метод проектной деятельности учащихся.
2 блок - экологический дизайн - фактор единства природы, техносферы и человека. Материально-техническая база частных школ позволяет, среди качеств, которыми должен обладать мир вещей, на первый план выдвигать его экологичность. Развивая направления экологического дизайна в школе, учащиеся осознают себя частью природы. Известно, как плохо влияют на зрение белые стены. Не хватает пестрых и сочных красок. Экологические картины, фотографии, развешанные по школе, помогают детям снять напряжение. Использование в оформлении школьного помещения творческих работ учащихся позволяет детям развивать образное мышление, детская мысль работает, созидает. Важным в экологическом дизайне школы является коллективное творчество учителя и ученика, именно в этом творчестве рождается самое большое чудо - " понимание природы". Дети охотно создают своими руками рисунки, картины, батик, поделки из природного материала, озеленяют школу и классы. Учащиеся являются основными проектировщиками интерьера школы.
3 блок - "Школьный двор" - наша маленькая Родина.
Учащиеся занимаются озеленением школьного участка, выращивают разнообразные растения, создают живой уголок и зимний сад в школе. Но не только практическая работа формирует данный блок. Учащиеся разрабатывают и защищают научные проекты о природе ближайшего окружения, проводят научные конференции т. к. "Планета наша - хрупкое стекло", экологическая тропа - усадьба Коломенское. Это позволяет формировать самостоятельную деятельность учащихся, учит решать проблемные задачи охраны природы, развивает нравственно - эстетическое отношение к природе.
4 блок - проектная деятельность.
Начиная с раннего возраста учащиеся самостоятельно работают над разработкой проектов об окружающей среде, о мерах защиты природы , о братьях своих меньших.
Компьютерная база школы позволяет использовать для творческой и научной работы данные Интернета, отправлять свои труды в Интернет.
5 блок - творческие дела подразумевает внеклассные мероприятия на экологические темы. Устные журналы, предметные газеты, конкурсы, викторины. Примером может служить экологический вечер "По следам Красной книги". "Ни лес, ни река, ни озера, ни луга не могут сами позаботится о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни мелкие зверюшки. С чего начать?...".
Педагогический коллектив школы стремится использовать наиболее ценное из отечественной науки, сочетая логику содержания экономического образования и личного понимания ответственности за состояние своего дома, улицы, края. Благодаря этому учащиеся не только познают мир, но и развивают свою интуицию, творческие способности, учатся открывать свою душу для добра.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz