МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
К ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
Е.Ю.Пискунова, старший преподаватель кафедры медицинской психологии Ульяновского государственного университета
Важнейшим условием оптимизации развития личности подростка является умение педагога реализовать индивидуальный подход как в работе с каждым ребенком, так и с группой подростков. Главными задачами такого подхода являются:
* сосредоточение внимания на личности и личном опыте как первичных феноменах, присущих человеку,
* подчеркивание таких исключительных человеческих свойств как выбор, творчество, самооценка и самоактуализация, индивидуальные способности и др.,
* предпочтение полноты и цельности в подходе подростку и отрицание возможности получения объективных результатов при исследовании отдельных характеристик и процессов,
* признание человеческого достоинства и индивидуальности как самостоятельных ценностей и установка на развитие потенциальных возможностей каждого человека и др.
Изучить и понять характерные особенности применения индивидуального подхода помогает четко организованная диагностическая работа, наблюдение и анализ продуктов деятельности подростков. Особенно это касается агрессивных подростков.
Выбор методов коррекции зависит от конкретных особенностей подростка, ситуации, причин его агрессивного поведения. Наряду с общеизвестными, целесообразно использовать разнообразные арттерапевтические техники, например, куклотерапию, где терапевтическое воздействие происходит опосредованно, с помощью кукол, которые способны честно рассказывать обо всем, что беспокоит кукловодов. Подростки, исполняя различные роли, придуманные арттерапевтом в зависимости от "диагноза", приобретают позитивный опыт поведения и общения с другими людьми.
К группе трудных подростков принято относить детей, развивающихся ниже возрастной нормы. Учащийся с задержкой умственного развития отличается ограниченной способностью мыслить абстрактно, делать обобщения, рассуждать последовательно. Он испытывает трудности в нахождении взаимосвязей и формулировании логических ассоциаций. Можно выделить следующие основные группы причин, обуславливающих задержку психического развития подростка:
* органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга ребенка;
* дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении им общественного опыта;
* дефицит полноценной, соответствующей возрасту ребенка, деятельности, не дающей ему возможности "посильного присвоения" общественного опыта, а, следовательно, затрудняющий своевременную реализацию возрастных возможностей его психического развития, в частности в умственном плане;
* общая бедность среды, препятствующая своевременному функциональному развитию мозга ребенка;
* травмирующее действие микросреды на формирующийся мозг подростка, нарушающее его функции, а, следовательно, и созревание.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz