МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
А.В.Преснякова, психолог школы №1222
Все нарастающий темп жизни, объем необходимой информации и ухудшающаяся экологическая обстановка делают необходимым постоянный контроль за здоровьем каждого. Особенно актуально это в отношении детей, так как растущий организм наиболее подвержен патогенным воздействиям окружающей среды. Эти проблемы находят отражение в работах Лейко П.И., Татарниковой Л.Г., Касаткина В.Н., а также в различных трудах по гигиене школьника.
Освоение учебного материала в школе связано с большой умственной и физической нагрузкой. Период пребывания в школе - это период роста и развития, в течение которого организм ребенка очень восприимчив как к благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. На период младших классов приходится формирование костной системы. В стадии формирования находятся также нервная, сердечно-сосудистая системы органов. На старшие классы приходится пуберантный период - половое созревание организма. Таким образом, на школьные годы приходится два, так называемых, "возрастных криза", в которые организм ребенка оказывается наиболее чувствительным к различным патогенным воздействиям.
Задачей педагогов, медицинских работников и родителей является тщательный контроль за состоянием здоровья каждого ребенка.
По данным статистики, собранной нами в прошлом учебном году, на сегодняшний день по начальным классам наблюдаются следующие изменения в состоянии здоровья школьников. Максимум патологий сердечно-сосудистой системы приходится на первый, второй классы. Из класса в класс у детей ухудшается зрение, и возрастают различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Более половины детей болеют простудными заболеваниями чаще четырех раз в год; они относятся к категории часто болеющих детей. У многих детей отмечается нестабильное психоэмоциональное состояние во время учебного года.
В настоящее время создаются так называемые "Школы здоровья". Это качественно новый, валеологический, подход к здоровью школьника. На каждого ребенка нами в прошлом учебном году заведен "Паспорт здоровья", в котором содержится полная информация о здоровье школьника, получаемая во время ежегодной диспансеризации, а так же постоянных обследований во время всего учебного года, в нашем "Паспорте здоровья" содержатся также данные иридодиагностики - диагностики общего состояния организма по радужной оболочке глаза, которая была проведена в первых классах в начале этого учебного года.
Проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение здоровья каждого ребенка. Для детей с нарушениями осанки создаются группы ЛФК, а также вводятся занятия физкультурой в бассейне. Особое внимание направлено на категорию часто болеющих детей, так как такое количество заболеваний свидетельствует о трудностях адаптации ребенка в школе и ведет к дальнейшим проблемам в обучении из-за многочисленных пропусков. Большую часть заболеваний данной группы составляют простудные. На предотвращение их и направлен ряд мероприятий. Кроме распространенной профилактики гриппа дибазолом используют также фитотерапию, а также УФ - терапию, по желанию родителей проводят ежегодные прививки против гриппа. Профилактика осуществляется как в школе, так и в детской поликлинике.
Наша задача не только в том, чтобы следить за детьми, с различными заболеваниями, но, в основном, это профилактика тех заболеваний, которые возможны на данном периоде развития ребенка. Мы проводим консультации не только с родителями, у которых дети испытывают трудности со здоровьем, но также с родителями вполне здоровых детей. Для выяснения склонности детей к определенным заболеваниям кроме традиционного медицинцинского обследования мы всем родителям предлагаем, чтобы их дети прошли иридодиагностику, организованную нами с помощью специалистов медицинского центра "Декота - М". С их помощью около 40 школьников младших классов прошли такое обследование.
Постоянный мониторинг состояния школьника, отображаемый в "Паспорте здоровья", позволяет оценить эффективность проводимых мероприятий. Здоровые, полноценно развитые дети - вот задача современного образования.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz