МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
А.Н.Ухмылина, преподаватель английского языка гимназии №1579, г.Москва
Реализация идеи плюрализма в организации обучения иностранным языкам позволяет строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с принципами индивидуализации и дифференциации обучения. Многовариативность учебно-воспитательного процесса по английскому языку делает возможность насытить курс этого предмета самым разнообразным содержанием, например, с преобладанием страноведческой, литературоведческой или общетехнической направленности. Особые возможности в этом плане даёт углублённое изучение предмета. Углублённо изучать английский язык можно, безусловно, и на традиционной тематике, но можно было бы использовать с этой целью и курсы с разной содержатель-ной доминантой. Одним из таких курсов может стать курс "Человек и Окружающая среда" или "Основы экологии".
Хорошо известно, каким огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык как учебный предмет. Многие методисты и пе-дагоги уже неоднократно ставили вопрос о более эффективном использовании этих возможностей языка в процессе его изучения. Среди них Бим И.Л., Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелёв В.С. и многие другие.
Иностранный язык как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладает и определёнными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живёт. Планета - наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, ох-рану окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного учебного предмета, в том числе и иностранного языка, возрастает. Наш предмет предоставляет широкие возможности для развития у школьников экологической культуры и экологических знаний. Новые учебники позволяют вводить целые курсы по экологии по изучению окружающего нас мира, фауны и флоры прямо в рамках предмета "Английский язык".
В гимназии №1579 преподавание английского языка в гимназических классах идёт по учебно-методическому комплекту авторов Верещагиной - Афанасьевой. Анализ этого УМК показывает, что его содержание в определённой мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом.
Необходимо также отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит в данном УМК от этапа обучения. Если на начальном этапе это отдельные её элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объёме, что позволяет решить практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.
На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т.е. начинает формироваться базовый словарь (название времён года, животных, явлений природы и др.).
В виду ограниченного словаря содержание текстов и бесед на экологическую проблематику носит упрощённый характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям. Например, учебники III-IV классов изобилуют текстами и сказками о животных, благодаря которым лексический запас учащихся ощутимо пополняется названиями различных птиц и зверей, а детям прививается любовь ко всему живому.
Проанализировав весь материал Верещагиной-Афанасьевой, мы увидели закономерность: лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость.
Необходимо отметить, что ранее действовавшие учебники и пособия не давали возможности широкого обсуждения проблем, связанных с экологией на среднем этапе в виду ограниченного объёма языкового и речевого материала. Только к концу старшего этапа накапливался достаточно обширный словарь, но он значительно был отодвинут во времени обучения и был мало востребован. Верещагина И.Н. и Афанасьева О.В. дают его в достаточном объёме значительно раньше. Как нам кажется, это соответствует интересам детей более раннего возраста, их любви к животным, желанию выращивать зелёные насаждения, благоустраивать пришкольные участки и парки, включаться во всевозможные акции по охране природы.
Занимаясь по УМК Верещагиной-Афанасьевой, ученики 7-8 классов уже в состоянии вести беседы на довольно сложные темы, связанные с проблемами экологии. Так, в 6 классе, занимаясь по учебнику 5 класса, учащиеся не только в состоянии описать красоту своей планеты, своего родного края, но и обсудить проблему исчезновения животных, лесов и зелёных насаждений, а также на элементарном уровне обсудить проблемы загрязнения окружающей среды и глобального потепления.
Хотелось бы отметить роль методики проектов в решении вышеописанных задач. Особенно, на наш взгляд, она оправдала себя в 7 классе, когда на тему "Экология и окружающая среда" отводится довольно много времени. Методика проектов как раз даёт возможность ученику ярче раскрыть свои индивидуальные творческие возможности, развить и обогатить их.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz