МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Л.И.Егорова, учитель математики лицея "Столичный" "Школы Будущего"

Если ученик в школе не научился сам ничего творить , то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких , которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н. Толстой

Учение - это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так : потребность - мотив - цель - действие - рефлексия (самоанализ собственной деятельности). Новизна в методах обучения и воспитания в том, что учитель :
1) переходит с позиций носителя знаний (дающего знания ) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика;
2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
3) организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
4) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
5) организует работу ученика с учеником или с источником знаний;
6) организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;
7) создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
8) создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
9) организует гуманную систему взаимоотношений учитель - ученик, ученик - учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций и общения ;
10) организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.
Без осознания и оценки результата деятельности и самой деятельности, выявления ошибок и их причин деятельность не обеспечит требуемый уровень достижения цели. Учение - это деятельность самоуправляемая, и вне этой позиции оно осуществляться не может. Именно этот момент требует обучения ученика умениям оценивать и анализировать свою деятельность, ее результаты и себя в этой деятельности. Организация учителем деятельности учащихся достигается сочетанием индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, в которой ученик постоянно получает помощь в своей самостоятельной работе. Каждый из нас помнит, что решать задачи, готовиться к экзаменам легче вдвоем или втроем. У одноклассников легче спросить непонятное, получить консультацию, попросить объяснить. Значит, надо организовывать работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить и чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4-6 человек. Группы организуются таким образом чтобы имел место конфликт в социальном взаимодействии (конфликт - это противоречие в знании и незнании различных детей). Дети организованы в группы с разным уровнем развития : средний - низкий, высокий - средний. Тогда при наличии конфликта происходит развитие, т.е. качественные изменения.
В группе назначается (или выбирается ) старший, который помогает учителю в организации работы и проставляет оценки в рабочую карту. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, спор, опрос друг друга, решение задач различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад: сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель только направляет работу, частично помогает, корректирует. При коллективной работе создаются следующие условия :
* понимание ученика и уважение к нему (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают );
* своевременная помощь со стороны одноклассников и учителя (незаметная, грамотная, посильная; каждый ученик в конце урока получает удовлетворительную оценку за свой труд).
Существует два вида оценки труда ученика при групповой работе: самооценка и оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-либо вопроса.
Нам кажется, выбранное направление достаточно перспективным и мы планируем продолжить работу в данном направлении.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz