МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА "ШКОЛЫ БУДУЩЕГО "
И.В.Иванова, Т.Б.Назаретская, учителя английского языка "Школы Будущего", лицей "Столичный", г.Москва
Сегодня без знания иностранного языка невозможны поступление в вуз, престижная работа, рост карьеры и просто интересное путешествие. В нашей школе обучение иностранному языку вносит конкретный вклад в формирование современной, всесторонне развитой, гармоничной личности.
Отличное техническое обеспечение школы делает возможным постоянное использование на уроках и во внеурочное время красочных наглядных пособий (плакатов, географических карт, справочной литературы, тематических картинок и т.п.), великолепных аудио- и видео- курсов, а также познавательных компьютерных программ. Исполнение песен под "караоке" украшает незабываемые праздники, превращая каждого ученика в "звезду шоу". Возможность неформального дружеского контакта и продолжительного общения с гостями и преподавателями из Великобритании и США помогает ребятам преодолеть "языковой барьер" и возрастную неуверенность в себе.
Интересная оригинальная программа изучения английского языка, разработанная совместно со специалистами Британского Совета (Oxford Crown) и занятия в малых группах позволяют нашим преподавателям использовать все богатство известных форм и методов для развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся, а также отслеживать индивидуальную траекторию развития языковых знаний и умений каждого из них.
В настоящее время принята расширенная трактовка цели обучения иностранному языку в российских школах - формирование коммуникативной компетенции. По своей сути данная компетенция интегративна и включает несколько компонентов: коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; языковые знания и навыки владения этим "строительным материалом" для порождения и распознания информации; лингвострановедческие-страноведческие знания без которых нельзя сформировать коммуникативную компетенцию.
Известно, что основным средством обучения ИЯ является языковая среда, а весь остальной арсенал орудий обучения - от раздаточной карточки до компьютера - является вспомогательным, призванным создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде. В этой связи приобретает особенное значение естественность поведения учителя и дружелюбность атмосфер, снимающие первичную неловкость и облегчающие переход на иноязычное общение. День за днем встречая постоянство требований и приветливую, ободряющую улыбку, учащиеся привыкают воспринимать кабинет ИЯ как территорию англоговорящего государства. Все здесь: и окружающая обстановка, и песни, звучащие с раннего утра и преподаватель, общающийся с учениками на английском языке не только формально на уроке, должно служить дополнительной мотивацией в развитииинициативности и самостоятельности учащихся в осуществлении общения на изучаемом ИЯ, развитии их воображения и творчества, расширении кругозора в процессе решения разнообразных познавательных заданий. Учитывая возраст учащихся, преподаватели уделяют большое внимание развитию и поддержанию мотивации на уроке за счет использования игровых приемов. Игра является неотъемлемой частью каждого урока, выполняя каждый раз быть может новую функцию. В зависимости от этого меняются и методические приемы: ролевого общения дискуссионного общения приемы формирования ориентировочной способности учащихся- обучения речевому взаимодействию систематизации языковых знаний индивидуализации повышения интенсивности самостоятельной работы - стимулирования речемыслительной деятельности средствами ТСО.
Моделируя ситуацию, предлагаемую детям, вводя их в игру, учитель использует самые разнообразные средства, но именно предметные уроки воспринимаются наиболее ярко. Возможность самому манипулировать предметами действует наиболее сильно, стимулирует образное мышление и способствует прочному усвоению материала. Даже простой мячик может не только оживить урок, но и значительно помочь в отработке или закреплении самого разного лексико-грамматического материала.
В плане урока после определения темы и подготовительного этапа можно завершить введение материала демонстрацией соответвтвующего видео-материала. В процессе отработки практикуется вовлечение в интерактивное общение посредством создания игровой ситуации. Помогут игрушки, заготовленные карточки и материал отрабатывается в общении с преподавателем, более сильным учеником, более слабым, в дискуссии. Отработка речевой модели (новая лексика, грамматическая конструкция) происходит всегда в определенной последовательности: сначала хором, потом желающие (с помощью учителя), потом сильные, активные ученики и только потом мотивируются к индивидуальному ответу более слабые и неуверенные в себе.
Песни и стихи англоговорящих стран, рифмовки, видео материалы и инсценировки - все это уже хорошо известные в практике приемы, но они же могут стать новаторскими при нетрадиционном, творческом подходе. Смещение акцента активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся является основным принципом повышения эффективности обучения школьников.Доклад Учителя английского языка Ивановой И. В. по теме: "Формы и методы обучения, используемые учителем для развития познавательно- исследовательской деятельности учащихся". "Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, - как писал Сухомлинский - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции".
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, увидеть его рост и развитие. Современный урок - это прежде всего урок на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, глубокого и осмысленного усвоения знаний. Совершенно очевидно что для решения всех этих сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.
Исходная идея современного урока: (целостное формирование личности но) единство обучения, воспитания и развития.
Общая функция урока, целостное формирование личности на основе развивающего обучения.
Триединая цель урока: обучающий аспект воспитывающий и развивающий аспекты.
Для того чтобы добиться этой цели, следует научить учащихся мыслить, а именно:
 Учить анализировать (работа с текстом, аналитическое чтение).
 Учить сравнивать (Grammar structures).
 Строить аналогии, обобщать, систематизировать (обучение лексики, речи, диалоги, пересказы)
Овладение всеми этими методами и означает умения мыслить. Результаты работы учащихся на уроке являются критерием работы учителя. Немаловажным вопросом для учителя, занимающегося анализом своих уроков, является вопрос классификации методов обучения:
1.По источникам знаний;
2. По степени взаимодействия: изложение, беседа, тест;
З.В зависимости от конкретных дидактических задач:
 Подготовка к восприятию;
 Объяснение;
 Закрепление;
4.По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:
1.Объяснительно- иллюстративный; 2.Исследовательский;
Успешность обучения конечно же зависит от методов обучения. Методы преподавания английского языка, приносившие результаты десятилетия тому назад, сегодня приводят к проблеме расхождения желаемых целей с реальностью. 10-15 лет назад авторитарность учителя во многом следовала из его роли на уроке - он был единственным источником знаний. Сегодня учителю уже не возможно выдержать конкуренцию с Mass media, со стремительно набирающей силу системой дистанционного обучения (компьютерные учебники, обучающие программы, аудиовизуальные средства обучения). Из главного действующего лица на уроке, учитель превращается в организатора поиска знаний, консультанта, помощника ученикам в решении проблем в обращении с учебными средствами (учебником, словарём).
Под поиском знаний и развитием познавательно-исследовательской деятельности следует понимать организованный учителем учебный процесс, дающий возможность ученикам осознанно, через собственные исследования воспринимать лексический и грамматический материал: находить общие признаки и различия в грамматических явлениях, устанавливать их закономерность и отражать это через таблицы, схемы (spidergraph) определять значения новых слов с помощью лексикологического анализа, самостоятельно перерабатывать текст в диалогические ситуации, передавать содержание текста на основе составленных самими учащимися схем, диаграмм. Этот метод выраженный в Еврошколе лозунгом learning by doing имеет под собой и научную основу: психологами доказано, что 20% информации человек воспринимает через зрение, 30% посредством слуха и 30% усваиваются в результате самостоятельно проделанной работы.
Следующий метод для развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся - предоставление нового материала. В отечественной методике преподавания этот этап урока называется введением т.е. учитель предоставляет, объявляет информацию, а ученики должны её усвоить. В Еврошколе далее в названии этого этапа урока делается акцент на другой стороне его функции:
 Восприятие учеником новой информации, просчитывая и анализируя насколько подготовлен класс к восприятию нового. От этого этапа который называется в Еврошколе Введением в тему - зависит мотивация, обязательная составляющая современного урока. Под этим понимается состояние эмоционального настроя учащихся, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Распространённым и эффективным методом для выполнения этой задачи является составление ассоциограмм.
Основой ассоциограммы может быть слово, фраза, текст, рисунок- всё, что может разбудить чувства, вызволить поток ассоциаций, воспоминаний и вопросов о том, как это выразить на английском языке.
Психолингвистами установлено, что информация, которая даётся в момент, когда в ней есть необходимость, закладывается в память быстрее и прочнее чем при прочих условиях. Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся т.е. организации определённой структуры отношений между участниками процесса обучения (учитель - ученики, учитель- группа учащихся, между разными группами учащихся).
 Индивидуально- обособленная форма, удачно используется для выполнения письменных заданий, грамматических упражнений.
 Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками в классе для достижения или общей познавательной задачи. Уходить от фронтальных видов работы можно через организацию форм парной и групповой работы. Они в большей мере приучают учеников работать самостоятельной оставляют место для дифференцированной оценки уровня учащихся.
 Креативная форма работы (creation- творчество) позволяет каждому ученику работать в подходящем для него режиме и объёме. Еврошкола рассматривает такую форму обучения, как средство устранения у ученика чувства неполноценности. Учителю важно принимать во внимание с какой точки стартует ребёнок (разноуровные группы), отмечать даже малейшие его успехи, вовлекать в учебный труд, развивать его способности. Долгие годы в отечественной методике бытовало мнение, что ошибка в речи учащегося должна быть исправлена немедленно, иначе считалось, что она закрепится в его сознании и тиражируется дальше. Современные методики представляют понятие '''коммуникативная ошибка"- это ошибка препятствующая пониманию, когда вообще невозможно понять, что хочет сказать говорящий. В этом случае даже в живом разговоре, речь прерывается, чтобы исправить и уточнить высказывание. Прочие "некоммуникативные ошибки" в фазе свободного говорения учащегося на уроке не исправляются. Но после его ответа могут быть оговорены, особенно если частность ошибки свидетельствует о недостаточном владении определённой темой. Исправление каждой ошибке необходимо только на ранней стадии т. е. Когда идёт работа на уроке слова, словосочетания или предложения.
Ребёнок должен чувствовать в классе душевный комфорт, чаще испытывать ситуацию успеха в учёбе. Эта ситуация является одной из составляющих ученического счастья.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz