МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ШКОЛЕ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ
А.П. Скрипченко, директор школы №859, г.Москва
В.В. Ефимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

При аттестации школы в 1997 году с помощью системы "КАС ДОУ" администрация и педколлектив получили ряд рекомендаций, в том числе в области обеспечения необходимого социально-психологического комфорта учащихся в школе:
* провести обсуждение причин (и возможностей их устранения), по которым члены педколлектива убеждены, что учащиеся явно тяготеют своим присутствием в школе;
* проанализировать организацию, объем и глубину содержания обучения в школе с точки зрения устранения факторов переутомляемости учащихся;
* проанализировать, в каких классах в первую очередь (и каким образом) необходимо устранить факторы чрезмерного морального давления на психику учащихся.
После внимательного изучения всех рекомендаций было принято решение об усилении социально- психологической службы в школе и в 1998 году школа подписала договор об осуществлении проекта по теме: "Программа комплексной психолого-педагогической поддержки и развития массовой средней школы в условиях социально-экономической нестабильности" с психолого-медико-социальным центром "Взаимодействие".
Чем привлек школу проект?
Во-первых, работа велась со всеми заинтересованными в деле лицами: учащимися, учителями, родителями. Во вторых, работа личностно-ориентированная: индивидуальное консультирование, саморегуляция для педагогов. В третьих, проект не требует от школы больших усилий: команда психологов с помощью студентов-психологов берёт всю работу на себя. В четвёртых, проект растянут достаточно во времени, что не создаёт суматоху, аврал. В-пятых, проект охватил самые трудные параллели (1, 5, 8, классы) и помог школе получить ответы на многие вопросы и решить некоторые проблемы с самыми "трудными" учащимися. В-шестых, информация была обработана и доведена и до учащихся, и до родителей, и до учителей. При этом психологи дали возможность всем обменяться мнениями, получить советы, как работать дальше.
Завучи школы с целью психологического просвещения посетили в городе ряд семинаров, конференций круглых столов: в 1998г. окружную конференцию "Образование и здоровье", в 1999 семинар "Внедрение в деятельность образовательных учреждений программ, позволяющих сохранить преемственность между психологической диагностикой и коррекционно-развивающей работой с детьми" в центре "Взаимодействие"; II Межрегиональную научно-практическую конференцию "Психологическое содержание отношений детей, их учителей и родителей", где познакомились с психологической лабораторией Е.А.Козыревой; Круглый стол кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте Российской Федерации по теме: "Личностно-ориентированное образование: опыт, проблемы, перспективы", была собрана литература по данной проблеме, составлена библиография, стенд в помощь учителю; проведена научно-практическая конференция "Работа школы по обновлению содержания образования".
Лекции, тренинги, родительские и ученические собрания, педсоветы, ролевые игры с учащимися помогли повернуть сознание учителей, учеников и родителей на доверие друг к другу, помогли стереть резкие границы, подтолкнули на откровенные разговоры без оглядки на последствия. Чтобы не останавливаться на достигнутом, педколлектив принял новую методическую тему: "Психолого-педагогическая поддержка ребенка в условиях адаптивной модели школы" и выделили перспективные задачи:
1. Создание комфортных условий для разноуровневых детей в школе адаптивной модели:
- учета нравственных норм по отношению друг к другу;
- взаимной доброжелательности;
- ощущение себя членом единой группы;
- позитивного отношения к другим классам.
2. Выработка критериев и показателей использования методов и приемов психолого педагогической поддержки на практике в учебно-воспитательном процессе.
Был составлен график посещения уроков с целью отслеживания элементов новой технологии. В конце месяца на совещании при директоре прошло обсуждения методов обучения и подведение итогов. Ряд учителей школы успешно работает, используя АСО (адаптивную систему обучения), КСО (коллективную систему обучения), не зная, что они так называются. Поэтому встал вопрос о теоретической подготовке учителей, знакомство с педагогической литературой, посещение творческих мастерских, семинаров-практикумов по личностно-ориентированному обучению в школах округа. Работа заинтересовала педагогов, они смогли по-новому оценить свою деятельность, задуматься о причинах низкой успеваемости, отсутствии интереса к учёбе, пассивности учащихся при активном учителе и др.
Работа по созданию комфортных условий для обучения детей в школе №859 продолжается.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz