МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГНУ "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни,
профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи"

тел. : (095) 972-43-28, ком.8   адрес: 127055, Москва, ул. Тихвинская, 39, стр.2

Архив материалов по проблеме: Банк данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде
РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ В ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
Н.К.Артюшина, директор школы №1222
Е.Г.Чирковская, научный консультант школы №1222

Хотя общество всегда нуждалось в творчески одаренных людях, исследования по психологии талантов и способностей начали появляться лишь с середины ХХ века, чему способствовало накопление в психологии данных о природе таланта и условиях, обеспечивающих его развитие. Анализ литературы позволил выделить наиболее популярные идеи в изучении проблемы одаренности:
* обучение человека технике поэтапного развития (П.К. Энгельмеер, 1907);
* развитие способностей человека путем освоения культурного наследия человечества (Л.С. Выготский, 1934);
* развитие способностей путем включения его в конкретную деятельность (Б.М. Теплов, 1948, А.И. Леонтьев, 1954);
* дифференцированный подход к развитию индивидуума (М. Старр, 1947) и др.
Большое влияние на разработку проблемы исследования оказала работа Б.М. Теплова "Способности и одаренность", в которой автор отстаивает позицию, заключающуюся в том, что одаренность и творческие способности человека можно развивать в практической деятельности.
Позднее психологическая наука стала располагать новыми конструктивными идеями по проблеме детской одаренности: идея выявления предрасположенности субъекта к той или иной деятельности (В.Н. Левитов, 1963); идея "проблемного обучения" (А.М. Матюшкин, 1972); идея развития человека через создание условий его творческой деятельности (Н.Ф. Талызина, 1975); идея поэтапного умственного развития ребенка (В.В. Давыдов, 1980); идея развития ребенка в заинтересовавшей его деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер) и др.
В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка классифицировать понятие способности, одаренности и таланта по единому основанию успешности деятельности:
* способности, формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологических особенностей человека);
* индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
* специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности;
* общая одаренность - способность к широкому кругу деятельностей.
Данный подход позволил В.Д. Шадрикову охарактеризовать одаренность как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей.
В современной психологии термин "одаренность" принято относить к когнитивным способностям, тогда как "талант" включает другие, более общие стороны развития.
Концепция творческой одаренности, разрабатываемая на протяжении ряда лет А.И. Матюшкиным, позволяет рассматривать структурные элементы одаренности, характеризующие творчество и творческое развитие человека. Автор отмечает, что творческий потенциал личности - основа для развития одаренности. Он считает, что творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьируется у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Можно выделить следующие основные структурные компоненты одаренности: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем); возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Концепция творческой одаренности позволяет раскрыть одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности.
Очень интенсивно исследования детской одаренности проводятся за рубежом, прежде всего в США и некоторых странах Европы. В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения (или имеют потенциальные возможности) в одной или нескольких из следующих сферах деятельности: общения и лидерства; художественной; спортивной; интеллектуальной; академической; творческого или продуктивного мышления.
Американский психолог Дж.Рензулли предложил такое определение одаренности: "одаренность - результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости". А.Шведел и Р.Стоунбернер полагают, что одаренность взрослого человека связана с опытом раннего детства, и предлагают концепцию одаренности как постепенно возникающего свойства, тем самым и теоретически, и практически "расширяя" понятие "одаренный ребенок". Одаренность А.Шведел и Р.Стоунбернер понимают как качество, которое возникает - как правило, постепенно - в контексте "человек-среда". Основные категории одаренности, предложенные С.Марлэнд в 1972 году: общая интеллектуальная одаренность; специфическая одаренность; предпочтение ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности; творческость или продуктивность мышления; способность к лидерству; способность к визуальным и исполнительским видам деятельности; психомоторные способности. С.Марлэнд различает детей способных к одному типу занятий и детей общеодаренных; талант как способность и как тенденцию к личностному развитию.
Результаты изучения современного состояния психологических трактовок феномена "общая (умственная) одаренность" позволяет в качестве основных его характеристик выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству.
Непременная отличительная черта одаренного ребенка оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности, главным образом, и оценивается способность к творчеству. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству - наиболее известные признаки одаренности. Менее же известны такие признаки одаренности как возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, но в большей степени характеризуют талантливого человека: высоким ступеням развития соответствует высокая активность в постановке исследовательских вопросов.

       Вернуться к основной странице проекта
    Вернуться к основной странице архива
Вернуться на главную страницу

www.lotec.narod.ru
Hosted by uCoz