|
Руководитель проекта: СИНЯГИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Конкретные показатели, параметы и характеристики объекта разработки:
Трудности разработки темы о взаимодействии, межличностном общении, прежде всего, в том, что многим кажется, что это явление известное и не требует специального подхода. И если разговор о решении дифференциальных уравнений в частных производных вряд ли будет поддержан во всякой аудитории, то размышления по поводу проблем обучения и воспитания, общения в образовательной среде сразу же вызовет живой отклик. При всей осторожности в отношении к дилетантизму, нельзя не отметить, что для этого есть некоторые основания. Выделяемая область знания существует как бы в двух измерениях: научном и обыденно-житейском. Строящееся на опыте поколений и проверяющееся на основе практики каждой личности, житейское знание несет немало ценного. Вместе с тем, оно иногда играет с нами злые шутки, искажая немало ценного. Вместе с тем, оно иногда играет с нами злые шутки, искажая реальную действительность, выступая своеобразными шорами, ограничивающими наше видение мира и других людей.
В задачу настоящего проекта не входит научный анализ проблем межличностного взаимодействия. Этому посвящены работы таких известных специалистов как Бодалев А.А., Мудрик А.В., Кан-Калик В.А., Добрович А.Б., Лисина М.И., Леонтьев А.А., Петровский А.В., Ковалев Г.А., Андреева Г.М., Петровская Л.А. и др.
Цель данной работы - вооружить учителя, воспитателя, самого школьника такими технологиями развития качеств и свойств личности, которые могли бы использоваться в повседневной жизни, в общении со сверстниками, во взаимоотношениях учителя и ученика на уроке, вне школя и не требовали бы при этом специальных условий для своего проведения.
Этим условиям в наибольшей степени отвечают личностно-ориентированные технологии и методики, которые, являясь самостоятельным видом деятельности школьника, значительно способствуют его личностному развитию.
Разработанные материалы могут оказать пользу как педагогам, педагогам-организаторам Центров детского отдыха, Домов творчества, Центров дополнительного образования детей, так и студентам педагогических вузов, родителям.
В качестве конкретных показателей, параметров и характеристик объекта разработки выступают:
- Ориентированность на гуманистические ценности, общую культуру личности и индивидуальные особенности;
- Тенденция на развитие познавательных способностей учащегося и его образовательных потребностей, развитие природных особенностей, его интеллектуальной сферы, социальную адаптацию;
- Вариативность и гибкость методики (для возможной корректировки);
- Открытость для инноваций и развиваемость предложенных технологий;
- Возможность педагога максимально использовать свой личностный потенциал в развивающей деятельности, умение выйти из круга педагогических стереотипов на новую систему оценки результатов соей деятельности и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- Использование индивидуального подхода к личности;
- Сочетание индивидуального подхода с групповой гармонией;
- Варьирование темпов освоения навыков полисубъектного отношения в зависимости от уровня развития ребенка и группы в целом;
- Опора на ведущую деятельность ребенка, его интересы;
- Развитие индивидуальных творческих способностей ребенка;
- Развитие личности и познавательных способностей;
- Ориентация на осуществление права на выбор;
- Сочетание требований педагога и желаний ребенка.
|
|
Планируемые результаты:
- получение компьютерного банка данных личностно-ориентированных технологий полисубъектных отношений в образовательной среде;
- учебное пособие "ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИСУБЪЕКТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ" (планируется размещение на странице в декабре 2002 г.) с научно-практическими рекомендациями по реализации предложенных технологий в реальной образовательной практике и размещение разработанных технологий на страничке в Интернет.
|
|
|